Художественные особенности «итоговой» книги стихов И. Лиснянской «Эхо» (2005)
Гудкова Светлана Петровна, Хозяйкина Анастасия Владимировна
Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарева
Дата поступления рукописи в редакцию: 27.04.2023
Аннотация. Настоящая статья посвящена анализу художественных особенностей «итоговой» книги стихов И. Лиснянской «Эхо» (2005). Цель исследования – выявить проблемно-тематическое и жанровое своеобразие книги стихов «Эхо». Научная новизна нашего исследования состоит в том, что впервые данное издание современной поэтессы осмысливается в заявленном аспекте. В результате было установлено: во-первых, И. Лиснянская активно разрабатывает христианские темы и мотивы, ее творчество относится к «православно-созерцательному» (Н. Н. Гордиенко) направлению в современной духовной поэзии. Во-вторых, поэтический сборник И. Лиснянской «Эхо» представляет собой сложное метажанровое образование – «итоговую» книгу стихов, построенную по жанровому канону, разработанному русскими поэтами второй половины XIX в.; ее сюжетообразующей основой являются религиозные и духовно-нравственные мотивы, важную идейно-смысловую функцию приобретают образы Голгофы, Иуды, Содома, Гоморры, Суламифи и др. В-третьих, «итоговая» книга стихов «Эхо» демонстрирует жизненный путь лирический героини, тесно слитой с образом автора; преодолевая чувство собственной вины, ответственности за несовершенства современного мира, И. Лиснянская создает поэзию «покаянной совести», в основе которой лежит путь к Богу.
Ключевые слова и фразы: И. Лиснянская, православная поэзия, лирическая героиня, книга стихов, метажанровое образование, I. Lisnyanskaya, Orthodox poetry, persona, book of poems, meta-genre form
Открыть полный текст статьи в формате PDF. Бесплатный просмотрщик PDF-файлов можно скачать здесь.
Список литературы:
Барковская Н. В., Верина У. Ю., Гутрина Л. Д., Жибуль В. Ю. Книга стихов как феномен культуры России и Беларуси: монография. М. – Екатеринбург: Кабинетный ученый, 2016.
Верина У. Ю. Книга стихов в русской поэзии ХХ в.: многообразие жанрово-композиционных форм // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия «Литературоведение, журналистика». 2016. № 3.
Гордиенко Н. Н. Русская поэзия рубежа XX-XXI веков в контексте православной духовной традиции: автореф. дисс. ... к. филол. н. М., 2008.
Гудкова С. П. Характер развития «итоговой» книги стихов как крупной жанровой формы в современной русской поэзии Мордовии // Вестник угроведения. 2019. № 1 (9).
Дарвин М. Н. Художественная циклизация лирики // Теория литературы: в 4-х т. М.: Изд-во Института мировой литературы им. А. М. Горького Российской академии наук, 2003. Т. III. Роды и жанры (основные проблемы в историческом освещении).
Иванова Н. Длина дыхания (о стихах Инны Лиснянской) // Лиснянская И. Эхо. М.: Время, 2005.
Кубатьян И. Поэзия сострадания. О творчестве Инны Лиснянской // Вестник Ереванского университета. 2015. № 3.
Мирошникова О. В. Итоговая книга стихов в последней трети XIX века: архитектоника и жанровая динамика: монография. Омск: Изд-во Омского государственного университета, 2004.
Осьмухина О. Ю., Гудкова С. П., Белоглазова Е. А. Художественное своеобразие современной православной повести («Заманчивое предложение для Маргариты» Ю. Шаманской) // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки. 2023. № 2 (89).
Стрельникова Н. Память взгляда. 2007. URL: http://www.litkarta.ru/dossier/pamiat-vzgliada/dossier_2151