Солонович Анна Олеговна
Московский педагогический государственный университет
Дата поступления рукописи в редакцию: 21.10.2022
Аннотация. В статье раскрывается особенность восприятия танца в произведениях Ф. Ницше. Танец рассматривается как один из древних видов искусства, появление которого связано с ритуальной частью культуры. Наиболее широко художественный мир танца и его поэтика представлены в литературе и культуре XX века: упоминания бальных залов и танцевальных марафонов, описание хореографии героев, воссоздание ритуальных плясок и т. д. Для анализа эпизодов необходимо понимание эстетических воззрений Ф. Ницше, оказавших на писателей значимое влияние. Научная новизна исследования заключается в том, что автором впервые осуществляется попытка анализа последовательного развития образа танца и функциональной природы пляски в работах Ф. Ницше. В связи с этим целью работы является получение выявленной в процессе анализа интерпретации образа танца в творчестве философа. В работах Ницше данный вид искусства упоминается с определенной периодичностью, как в философско-этических работах («Сумерки богов», «Так говорил Заратустра» и др.), так и в поэтических строках («К мистралю», «Танцорам» и др.). Полученные результаты показали, что Ницше обращает внимание на двойственную природу танца, созданного из синтеза аполлонического и дионисийского начал («Рождение трагедии из духа музыки»), предлагает осмысление танца как воплощения свободы, легкости, энергии.
Ключевые слова и фразы: Ф. Ницше, танец в литературе, синтез аполлонического и дионисийского в культуре, немецкая литература XX века, интермедиальность, F. Nietzsche, dance in literature, synthesis of the Apollonian and the Dionysian in culture, German literature of the XX century, intermediality
Открыть полный текст статьи в формате PDF. Бесплатный просмотрщик PDF-файлов можно скачать здесь.
Список литературы:
Бадью А. Малое руководство по инэстетике. СПб.: Изд-во Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2014.
Вольский А Л. Антропология гения у Ф. Ницше и Т. Манна // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета. Философия и конфликтология. 2015. № 1.
Гринцер П. А. Шива // Мифы народов мира: в 2-х т. / гл. ред. С. А. Токарев. М.: Советская энциклопедия, 1988. Т. 2.
Гурко Е. Тексты деконструкции // Гурко Е. Тексты деконструкции. Деррида Ж. Differаnсе. Томск: Водолей, 1999.
Лосев А. Ф. Античная музыкальная эстетика. М.: Государственное музыкальное издательство, 1960.
Луговая Е. К. Философия танца. СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского университета, 2008.
Миловац Ж. В. Природа спонтанности: бытие и танец // Человек: образ и сущность. Гуманитарные аспекты. 2020. № 4.
Никола М. И. Предисловие // Античные мотивы, образы и сюжеты в зарубежной литературе: коллективная монография. М.: Прометей, 2021.
Осинцева Н. В. Рациональное и иррациональное в танце Айседоры Дункан // Общество: философия, история, культура. 2020. № 5.
Осинцева Н. В. Танец в философии Алена Бадью // Общество: философия, история, культура. 2021. № 4.
Пинус Е. М. Аматэрасу // Мифы народов мира: в 2-х т. / гл. ред. С. А. Токарев. М.: Советская энциклопедия, 1988. Т. 1.
Платон. Законы. М., 2020.
Полисадова О. Н. Танец как диалог культур и поколений (к вопросу об этнохореографии и исторической интерпретации в танцевальном искусстве) // Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. 2015. № 3.
Рифтин Б. Л. Цанг // Мифы народов мира: в 2-х т. / гл. ред. С. А. Токарев. М.: Советская энциклопедия, 1988. Т. 2.
Ромм В. В. Танец как фактор эволюции человеческой культуры: автореф. дисс. … д. культ. Барнаул, 2006.
Сироткина И. Е. Желание vs биовласть: танцевальная революция ХХ века // Социология власти. 2017. № 2.
Фукс Э. История нравов. Смоленск: Русич, 2010.
Шелухо М. В. Ницше и танец // Молодой ученый. 2009. № 10.
Шпенглер О. Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории: в 2-х т. М.: Мысль, 1998. Т. 1.
LaMothe K. For Nietzsche, life’s ultimate question was: ‘Does it dance?’. 2020. URL: https://aeon.co/ideas/for-nietzsche-lifes-ultimate-question-was-does-it-dance