Специфика идиллического хронотопа в драме Г. Л. Вагнера «Детоубийца»
Анисимова Александра Наумовна, Ефремова Юлия Ивановна
Московский городской педагогический университет (филиал) в г. Самаре
Самарский государственный экономический университет
Дата поступления рукописи в редакцию: 13.03.2023
Аннотация. Целью данного исследования является выявление идиллической составляющей хронотопа драмы писателя периода «Бури и натиска» Генриха Леопольда Вагнера (1747-1779) «Детоубийца» (1776), определяющей своеобразие его художественного мира. Анализируя пространственно-временной континуум произведения, авторы рассмотрели его с точки зрения диалектического взаимодействия идиллической и антиидиллической составляющих, концептуальности и перцептуальности, выделили наполнение образов природных стихий, представленных в драме, разновидности идиллического хронотопа. В работе приведён анализ взглядов исследователей на идиллический хронотоп. Научная новизна работы заключается в обращении к рассмотрению художественного пространства и времени драмы Г. Л. Вагнера, не изучавшегося прежде в российском литературоведении. В результате исследования авторы статьи пришли к заключению, что пасторальный хронотоп демонстрирует способность к трансформации и деформации. Выделено 4 вида идиллического пространства в драме – идиллическое, антиидиллическое, идиллическое с чертами антиидиллического, антиидиллическое с чертами идиллического. Идиллическое время в драме Г. Л. Вагнера деформируется в антиидиллическое.
Ключевые слова и фразы: драматургия «Бури и натиска», хронотоп, Г. Л. Вагнер, идиллический, антиидиллический, Sturm und Drang dramaturgy, chronotope, H. L. Wagner, idyllic, anti-idyllic
Открыть полный текст статьи в формате PDF. Бесплатный просмотрщик PDF-файлов можно скачать здесь.
Список литературы:
Анисимова А. Н. Жанр идиллии и пасторальные мотивы в творчестве Х. Ф. Д. Шубарта: монография. Челябинск: Энциклопедия, 2011.
Балашова Е. А. Идиллия как она есть и где ее нет: в 2-х ч. М.: Директмедиа Паблишинг, 2022. Ч. 1.
Бахтин М. М. Идиллический хронотоп в романе // Бахтин М. М. Эпос и роман. СПб.: Азбука, 2000.
Гёте И. В. К учению о цвете (хрономатия) // Гёте И. В. Избранные сочинения по естествознанию. М.: Изд-во Академии наук СССР, 1957.
Журчева О. В. Образы времени и пространства в драматургии М. Горького // Журчева О. В. Автор в драме: формы выражения авторского сознания в русской драме XX в. Самара: Изд-во Самарского государственного педагогического университета, 2007.
Зобов Р. А., Мостепаненко А. М. О типологии пространственно-временных отношений в сфере искусства // Ритм, пространство и время в литературе и искусстве: сб. ст. Л.: Наука, 1974.
Зыкова Е. П. Пастораль в английской литературе XVIII в. М.: Наследие, 1999.
Казарян Н. С. Интерпретации идиллического хронотопа в романе «Белая гвардия» // Русская литература ХХ-ХХI веков как единый процесс (проблемы теории и методологии изучения): мат. VII междунар. науч. конф. (г. Москва, 17-19 декабря 2020 г.). М.: МАКС Пресс, 2020.
Лагутина И. Н. Символическая реальность Гёте. М.: Наследие, 2000.
Лихачёв Д. С. О садах // Лихачёв Д. С. Избранные работы: в 3-х т. Л.: Художественная литература, 1987. Т. 3.
Пахсарьян Н. Т. Динамика ценностных оппозиций в эволюции пасторального жанра и пасторальная комедия Мариво «Арлекин, воспитанный любовью» // Пастораль как текст культуры: теория, топика, синтез искусств: сб. науч. тр. / отв. ред. Т. В. Саськова. М.: Изд-во Московского государственного открытого педагогического университета, 2005.
Саськова Т. В. Высокое звучание «цинической свирели» // Миф. Пастораль. Утопия / отв. ред. Ю. Г. Круглов. М.: Изд-во Московского государственного открытого педагогического университета, 1998.
Юрченко Т. Г. Эклога // Литературная энциклопедия терминов и понятий / под ред. А. Н. Николюкина. М.: Интелвак, 2001.