Художественное своеобразие монодрамы М. Равенхилла “The Experiment”
Тропина Наталья Алексеевна
Московский городской педагогический университет
Дата поступления рукописи в редакцию: 02.03.2023
Аннотация. Цель исследования – выявление отличительных признаков монодрамы “The Experiment” (2009 г.) английского писателя М. Равенхилла. В статье рассматриваются теоретические аспекты монодрамы, а также комплексно анализируется текст пьесы с точки зрения его художественного своеобразия. Анализ текста позволил выявить художественное своеобразие пьесы, а также некоторые общие, типологические признаки драматических сочинений «ухода в монолог» (П. Пави). Научная новизна данной работы заключается в том, что монодрама М. Равенхилла ранее не была проанализирована с точки зрения ее художественной специфики как в отечественной, так и в зарубежной науке – в данном исследовании впервые детально рассмотрены пьеса Марка Равенхилла “The Experiment” и ее художественное своеобразие. В результате мы приходим к заключению, что М. Равенхилл использует особую художественную стратегию «театра жестокости», объединяя черты классической монодрамы с собственными авторскими модификациями: внутренний диалог героя; смена рассказчика; повествование в виде потока сознания с нарушением синтаксических и логических норм; отождествление читателя/зрителя с образом ненадежного рассказчика; введение реминисценции в качестве ведущего изобразительно-выразительного приема.
Ключевые слова и фразы: художественное своеобразие, монодрама, Марк Равенхилл, постмодернизм, драматургия, artistic originality, monodrama, Mark Ravenhill, postmodernism, dramaturgy
Открыть полный текст статьи в формате PDF. Бесплатный просмотрщик PDF-файлов можно скачать здесь.
Список литературы:
Агеева Н. А. Жанр монодрамы в современной отечественной драматургии: дисс. ... к. филол. н. Новосибирск, 2016.
Евреинов Н. Н. Введение в монодраму. СПб.: Изд-во Н. И. Бутковской, 1909.
Лавлинский С. П. Театральные идеи Николая Евреинова и современная «новая монодрама» / отв. ред. С. П. Лавлинский, А. М. Павлов // Поэтика русской драматургии рубежа XX-XXI веков: сб. науч. ст. Кемерово, 2011. Вып. 1-2.
Меркулова М. Г. Теория английскости в контексте исследования творчества писателей-мультикультуралистов Великобритании // Язык и литература в проблематике современных гуманитарных наук: сб. науч. тр. по лингвистике и литературоведению. М.: ПРИНТИКА, 2021.
Меркулова М. Г., Тропина Н. А. Полемика с драматургическими универсалиями в пьесе Марка Равенхилла «Фауст мертв»: когнитивный аспект // Когнитивные исследования языка. 2022. № 3 (50).
Роднянская И. Б. Художественность // Литературная энциклопедия терминов и понятий / под ред. А. Н. Николюкина. М.: Интелвак, 2001.
Тропина Н. А. Интертекстуальные элементы в пьесе Марка Равенхилла “Shopping & F***ing” // Научный старт – 2022: сб. ст. магистрантов и аспирантов / отв. ред. Л. Г. Викулова. М.: Языки народов мира, 2022.
Тропина Н. А. Социально-исторический контекст пьесы Марка Равенхилла “Shopping & F***ing” // #ScienceJuice2021: сб. ст. и тез. онлайн-конф. (г. Москва, 22-26 ноября 2021 г.) / сост. Е. В. Страмнова, С. А. Лепешкин. М.: ПАРАДИГМА, 2021.
Хализев В. Е. Теория литературы: учебник. Изд-е 3-е, испр. и доп. М.: Высшая школа, 2002.
Pavis P. Dictionary of the Theatre: Terms, Concepts, and Analysis. Toronto: University of Toronto Press, 1998.
Sierz A. Modern British Playwriting: The 1990s: Voices, Documents, New Interpretations. L.: Methuen Drama, 2012.
Styan J. L. Drama: A Guide to the Study of Plays. N. Y., 2000.