Интермедиальные маркеры в трансформации образов персонажей (на материале романа Т. Л. Пикока «Усадьба Грилла»)
Меркулова Майя Геннадиевна, Пудова Ольга Александровна
Московский городской педагогический университет
Красноярский государственный педагогический университет имени В. П. Астафьева
Дата поступления рукописи в редакцию: 01.03.2023
Аннотация. Цель исследования – выявление роли интермедиальных маркеров как текстовых средств передачи трансформации образов героев. Настоящее исследование посвящено изучению специфики передачи трансформации мировоззрения главных героев романа «Усадьба Грилла» (Gryll Grange, 1860) Т. Л. Пикока (Тhomas Love Peacock (1785-1866)) с помощью интермедиальных маркеров. Научная новизна данной работы заключается в выдвижении понятия «интермедиальный маркер», рассмотрении понятия в качестве средства передачи трансформации образов персонажей романа Пикока; установлено, что интермедиальными маркерами таких трансформаций становятся музыка, живопись, скульптура, театр. Полученные результаты показали, что трансформации, подтверждённой с помощью интермедиальных средств, подвержены образы персонажей, наиболее важных с точки зрения движения сюжета. Интермедиальные маркеры помогают показать проявления чувств и отношений героев друг к другу, отметить трансформации этих чувств.
Ключевые слова и фразы: трансформация образов персонажей, интермедиальный маркер, Томас Лав Пикок, роман «Усадьба Грилла», transformation of characters’ images, intermedial marker, Thomas Love Peacock, novel “Gryll Grange”
Открыть полный текст статьи в формате PDF. Бесплатный просмотрщик PDF-файлов можно скачать здесь.
Список литературы:
Аникеева Е. С. Соотношение вербального и визуального компонентов в современном поэтическом дискурсе (на материале английского языка): автореф. дисc. … к. филол. н. Кемерово, 2015.
Герасименко Е. Е. Интермедиальный аспект художественного портрета и образа в романе Дж. Конрада «Лорд Джим» // Вестник Донецкого национального университета. Серия Б «Гуманитарные науки». 2017. № 3.
Джумайло О. А. Понятие интермедиальности и его эволюция в современном научном знании // Верхневолжский филологический вестник. 2018. № 4 (15).
Кайда Л. Г. Интермедиальность – филологический континент: вольтова дуга авторского подтекста. 2019. URL: https://www.directmedia.ru/book-611165-intermedialnost-filologicheskiy-kontinent/
Крауклис Р. А. Музыка в философско-поэтическом мире О. Мандельштама: автореф. дисс. … к. филол. н. СПб., 2005.
Липнягова С. Г. Варианты реализации категории театральности в английском романе XIX-XX вв. // Проблемы истории, филологии и культуры. 2008. № 3.
Луков В. А. История литературы: зарубежная литература от истоков до наших дней: уч. пособие для студ. высш. уч. заведений. М.: Академия, 2003.
Оборина М. В. Интермедиальность как средство понимания текста // Вестник Тверского государственного университета. Серия «Филология». 2019. № 2 (61).
Петраш И. А. «Говорящие» имена в романе Т. Л. Пикока «Усадьба Грилла» // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2017. № 5-4.
Сидорова А. Г. Интермедиальная поэтика современной отечественной прозы (литература, живопись, музыка): автореф. дисс. … к. филол. н. Барнаул, 2006.
Сумарокова Н. В. Интермедиальность в системе искусств. Живопись и фотография в образах главных героев романа // Experimenta lucifera: сб. мат. VI Поволжского науч.-метод. семинара. Н. Новгород: Изд. Ю. А. Николаев, 2009.
Хаминова А. А. Творческое наследие В. Ф. Одоевского в аспекте интермедиального анализа: автореф. дисс. … к. филол. н. Томск, 2011.
Чечелева В. Н. Old comedy в романе Т. Л. Пикока «Усадьба Грилла» (1860-1861) // Experimenta lucifera: сб. мат. IV Поволжского науч.-метод. семинара. Н. Новгород: Изд. Ю. А. Николаев, 2006.
Чечелева В. Н. Античность в прозе Т. Л. Пикока: автореф. дисс. … к. филол. н. М., 2008.
Чуканцова В. О. Проблема интермедиальности в повествовательной прозе Оскара Уайльда: автореф. дисс. … к. филол. н. СПб., 2010.