Перцепция в малой прозе В. Набокова (на материале рассказов «Возвращение Чорба» и «Картофельный Эльф»)
Бажанова Елена Анатольевна
Казанский (Приволжский) федеральный университет
Дата поступления рукописи в редакцию: 05.03.2023
Аннотация. Цель данного исследования – доказать, что малая проза В. Набокова немыслима без соединения всех существующих способов восприятия художественной действительности и постижения (перцепции) ее читателем как единого целого. Автором статьи были выбраны два рассказа из сборника «Возвращение Чорба», где наиболее ярко проявляется перцепция как прием: запахи, звуки, тактильные и вкусовые ощущения, зрительные образы – все это вместе, дополняя друг друга, составляет повествовательный узор произведений. Исследователь анализирует, как воспринимаются персонажи читателем, соединяющим в своем воображении зрительные, звуковые образы, тактильные и вкусовые ощущения, запахи. Научная новизна исследования заключается в объединении изучения восприятия читателем разных типов ощущений в одном произведении. До сих пор перцепция не изучалась как самостоятельный художественный прием, объектом изучения становились отдельные инструменты, мотивы, средства. Для В. Набокова, обладающего эйдетической памятью, недостаточно воспроизведения одного ощущения – полнота его художественной действительности требует вовлечения всех органов восприятия. Полученные результаты показали, что воображение читателя, воссоздающее художественную действительность по тексту автора, благодаря множеству деталей вызывает у реципиента ощущение реальности, присутствия, помогает осмыслить повествование в целом, состояние героев, отношение к ним окружающих, что является невозможным без использования перцепции, а именно способности передачи всего комплекса ощущений, доступных человеку.
Ключевые слова и фразы: В. Набоков, перцепция, художественная действительность, рассказ «Возвращение Чорба», рассказ «Картофельный Эльф», V. Nabokov, perception, artistic reality, story “The Return of Chorb”, story “The Potato Elf”
Открыть полный текст статьи в формате PDF. Бесплатный просмотрщик PDF-файлов можно скачать здесь.
Список литературы:
Барабтарло Г. Сочинение Набокова. СПб.: Изд-во Ивана Лимбаха, 2011.
Вострикова А. В. Взаимодействие искусств в творческом осмыслении В. В. Набокова: русскоязычная проза крупных жанров: дисс. ... к. филол. н. М., 2007.
Гришакова М. Визуальная поэтика В. Набокова // Новое литературное обозрение. 2002. № 2 (54).
Джонсон Д. Б. Миры и антимиры Владимира Набокова / пер. с англ. СПб.: Симпозиум, 2011.
Долинин А. Истинная жизнь писателя Сирина: работы о Набокове. СПб.: Академический Проект, 2004.
Дроздова А. О. Запах живописи в рассказе В. В. Набокова «Венецианка» // Уральский филологический вестник. 2015. № 5.
Ефимова Н. Н. Lapsus auris: кайрос убегающих звуков // Вестник Воронежского государственного университета. Серия «Лингвистика и межкультурная коммуникация». 2018. № 3.
Кучина Т. Г., Леонидова И. А. Акустические и музыкальные образы в русскоязычных рассказах В. Набокова // Верхневолжский филологический вестник. 2016. № 4.
Кучина Т. Г., Третьякова М. Ю. Сюжетно-композиционные функции визуальных аберраций в романах В. Набокова «Король, дама, валет» и «Отчаяние» // Вестник Костромского государственного университета. 2019. № 1.
Мамцева В. В. Репрезентация ольфакторности в романтическом дискурсе: автореф. дисс. … к. филол. н. СПб., 2018.
Мухачёв Д. А. Визуальная поэтика Петербурга в творчестве В. В. Набокова (русский период): дисс. … к. филол. н. М., 2021.
Полянина А. С. Визуализация как принцип повествования в романе В. Набокова «Отчаяние» // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. 2013. № 6 (16).
Рогачева Н., Дроздова А. Язык запаха в мистическом дискурсе прозы Владимира Набокова французского периода // Quaestio Rossica. 2021. Vol. 9. No. 2.
Савицкая Т. Е. Визуализация культуры: проблемы и перспективы // Обсерватория культуры. 2008. № 2.
Сверчкова А. В. «Преломляюще-углубляющая» природа стиля В. Набокова и ее воплощение в сборнике «Возвращение Чорба» // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2012. № 5 (16).
Суслов П. А. Цветопоэтика рассказов В. В. Набокова: семантика, функциональная значимость, роль в структуре текста: дисс. … к. филол. н. Иваново, 2014.
Трубецкова Е. Г. Глаз и оптические средства: деформация зрения в прозе Владимира Набокова // Вестник Томского государственного университета. 2014. № 429.
Трубецкова Е. Г. Мотив деформации зрения в прозе Владимира Набокова // Динамика языковых и культурных процессов в современной России. 2018. № 6.
Трубецкова Е. Г. Сознание как оптический инструмент: о визуальной эстетике Владимира Набокова // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия «Филология. Журналистика». 2010. Вып. 3.