Авторская стратегия детективных романов Г. Флинн (на материале романа «Острые предметы»)
Осьмухина Ольга Юрьевна, Богатова Мария Андреевна
Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарева
Дата поступления рукописи в редакцию: 26.01.2023
Аннотация. Настоящая статья посвящена анализу авторской стратегии в романе «Острые предметы» крупнейшей современной американской писательницы, автора остросюжетных романов Г. Флинн, которая обновляет традицию американского детектива. Цель исследования - выявить специфику авторской стратегии романа. Научная новизна нашей работы состоит в том, что впервые остросюжетный детективный роман «Острые предметы» осмысливается в заявленном аспекте. В результате нами установлено следующее: во-первых, «Острые предметы» построены по модели детективного романа с его каноническими особенностями (герой-расследователь, преступник, жертвы). Во-вторых, писательница модифицирует эту модель посредством ряда приемов, из которых в конечном итоге складывается авторская стратегия Г. Флинн: деконструирует гендерные роли (преступниками оказываются женщины, героиня-расследователь находится в положении жертвы); трансформирует сказочный нарратив (взаимоотношения матери и дочери повторяют сюжетную коллизию сказки бр. Гримм «Колокольчик» («Рапунцель»)); на первый план выступает тема физического и психологического насилия; ключевую роль в изображении семейных взаимоотношений, образа главной героини и сюжетном развертывании играют фрейдистские мотивы.
Ключевые слова и фразы: Г. Флинн, авторская стратегия, современная американская литература, детектив, фрейдистские мотивы, G. Flynn, author’s strategy, modern American literature, detective story, Freudian motives
Открыть полный текст статьи в формате PDF. Бесплатный просмотрщик PDF-файлов можно скачать здесь.
Список литературы:
Ахманов О. Ю. Жанровая стратегия детектива в творчестве Питера Акройда: автореф. дисс. … к. филол. н. Казань, 2011.
Байкова С. А. Авторская стратегия прозы Евг. Попова 1970-1990-х гг.: дисс. … к. филол. н. Саранск, 2013.
Гармаш-Роффе Т. В. Детектив в иерархии литературных жанров. Вертикаль и горизонталь // Культ-товары: феномен массовой литературы в современной России: сб. науч. ст. / сост. И. Л. Савкина, М. А. Черняк. СПб.: Петербургский институт печати, 2009.
Казачкова А. В. Жанровая стратегия детективных романов Бориса Акунина 1990-х - начала 2000-х гг.: автореф. дисс. … к. филол. н. Н. Новгород, 2015.
Киреева Н. В. Трансформация жанровых конвенций автобиографии и детектива в прозе американского постмодернизма: автореф. дисс. … д. филол. н. М., 2011.
Куттер П., Мюллер Т. Психоанализ: введение в психологию бессознательных процессов / пер. с нем. В. Н. Николаева, С. И. Дубинской. М.: Когито-Центр, 2011.
Молодая, эпатажная, документальная: интервью с О. Ю. Пановой о литературе США. 2018. URL: https://aesthesis.ru/magazine/december18/amerlit-panova
Осьмухина О. Ю. Образ героя-детектива: специфика интерпретации литературой и современным кинематографом // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2019. Т. 12. Вып. 2.
Осьмухина О. Ю., Байкова С. А. «Вторичный сюжет человеческой трагикомедии»: авторская стратегия прозы Евг. Попова. Саранск: Изд-во Мордовского университета, 2016.
Саруханян А. П. Детектив // Энциклопедический словарь английской литературы ХХ века / отв. ред. А. П. Саруханян; Ин-т мировой лит. им. А. М. Горького РАН. М.: Наука, 2005.
Судебная психиатрия / под ред. проф. А. С. Дмитриева, проф. Т. В. Клименко. М.: Юристъ, 1998.
Chandler R. R. The Simple Art of Murder. L.: Constable, 1959.
Symons J. Bloody Murder: From the Detective Story to the Crime Novel / 3d rev. ed. N. Y.: Mysterious Press, 1992.
The Cunning Craft: Original Essays on Detective Fiction and Contemporary Literary Theory / ed. by R. G. Walker and J. M. Frazer. Macomb, 1990.
The Poetics of Murder: Detective Fiction and Literary Theory / ed. by G. W. Most and W. W. Stowe. San Diego: Harcourt Brace Jovanovich, 1983.