Романтизм: типология моделей художественного двоемирия (на материале зарубежной литературы XIX века)
Берберова Лиана Бурхановна, Кучукова Зухра Ахметовна, Манкиева Эсет Хамзатовна
Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации
Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х. М. Бербекова
Ингушский государственный университет
Дата поступления рукописи в редакцию: 10.01.2023
Аннотация. Данная статья посвящена принципу романтического двоемирия и особенностям его реализации в зарубежной литературе XIX века. Цель настоящего исследования заключается в установлении базовых моделей двоемирия, каждая из которых является знаком диалектического единства противоположностей. Научная новизна состоит в том, что впервые выявлена, идентифицирована и описана системная множественность моделей художественного двоемирия в эстетике романтизма. Практическим материалом для исследования послужили произведения С. Кольриджа, У. Вордсворта, Р. Саути, Дж. Байрона, В. Скотта, В. Ирвинга, Дж. Ф. Купера, Э. А. По, Г. Торо, Г. Лонгфелло и Э. Т. А. Гофмана. Содержание статьи определяется последовательным обращением к бинарным моделям и их систематизацией в контексте романтической поэтики. Сущностные черты каждой модели иллюстрируются на примере художественных текстов. В результате анализа установлены следующие разновидности романтического двоемирия: «Запад и Восток», «настоящее и прошлое», «настоящее и будущее», «природа и цивилизация», «материальное и духовное», «реальность и искусство». Названные матрицы предопределили формирование таких жанров, как путевые заметки, исторический роман, утопический роман, а также три вида новелл - психологическая, научно-фантастическая и детективная (логическая).
Ключевые слова и фразы: романтизм, западноевропейская проза, эскейпизм, двоемирие, типология, Romanticism, Western European prose, escapism, bi-worldness, typology
Открыть полный текст статьи в формате PDF. Бесплатный просмотрщик PDF-файлов можно скачать здесь.
Список литературы:
Белза С. И. Комментарии / По Э. А. Собрание сочинений: в 4-х т. М.: Пресса, 1993. Т. 1. Поэзия.
Борев Ю. Б. Эстетика. М.: Политиздат, 1988.
Ващенко А. В. О своеобразии литературной традиции индейцев США // Литература США / под ред. проф. Л. Г. Андреева. М.: Изд-во Московского университета, 1973.
Гачев Г. Д. Неминуемое. Ускоренное развитие литературы. М.: Художественная литература, 1989.
Гордиенко Л. Н. К изучению историко-культурной эволюции проблемы «человек и природа» // Художественное творчество. Вопросы комплексного изучения. Человек - Природа - Искусство: сб. ст. Л.: Наука, 1986.
Западное литературоведение ХХ века: энциклопедия / гл. науч. ред. Е. А. Цурганова. М.: Intrada, 2004.
История литературы США: в 3-х т. М.: Изд-во Института мировой литературы им. А. М. Горького Российской академии наук; Наследие, 2000. Т. III. Литература середины ХIХ в. (поздний романтизм).
Манерко Л. А. Наука о языке: парадигмы лингвистического знания: уч. пос. Рязань: Изд-во Рязанского государственного университета им. С. А. Есенина, 2006.
Махов А. Е. Романтизм // Литературная энциклопедия терминов и понятий / гл. ред. и сост. А. Н. Николюкин. М.: Интелвак, 2003.
Тойнби А. Дж. Постижение истории: сборник / пер. с англ. Е. Д. Жаркова. Изд-во 2-е. М.: Айрис-пресс, 2002.
Чернец Л. В., Хализев В. Е., Эсалнек А. Е. Введение в литературоведение: уч. пос. / под ред. Л. В. Чернец. М.: Высшая школа, 2004.
Шогенцукова Н. А. Опыт онтологической поэтики. Э. По, Г. Мелвилл, Д. Гарднер. М.: Наследие, 1995.