Таказов Федар Магометович
Северо-Осетинский институт гуманитарных и социальных исследований им. В. И. Абаева – филиал Владикавказского научного центра Российской академии наук
Дата поступления рукописи в редакцию: 13.11.2023
Аннотация. Цель исследования – выявить семантику теонимов как в мифологических текстах, так и в повседневной речи осетинского языка. Научная новизна данного исследования заключается в том, что впервые проводится анализ использования в речевой конструкции терминов, отражающих имена сакральных персонажей небесной сферы. В результате исследования были выявлены три пласта формирования мифологической лексики в осетинском языке под влиянием древнеиранской, христианской и кавказской религиозно-мифологических систем. Отдельные аспекты мифологии становились объектом исследований, однако теонимы как часть мифологической лексики осетинского языка впервые рассматриваются как прецедентный феномен. В статье проводится анализ теонимической лексики на предмет использования в речевой конструкции терминов, отражающих имена сакральных персонажей верхнего мира, и выявляется семантика теонимов как в мифологических верованиях, так и в повседневной речи осетинского языка. В ходе исследования было установлено, что теонимические термины и их семантика часто имеют глубокие символические и метафорические значения, которые сложно передать в других языках или культурах.
Ключевые слова и фразы: осетинский язык, теонимическая лексика, мифология осетин, сакральные персонажи, метафоры, Ossetian language, theonymic vocabulary, mythology of Ossetians, sacred characters, metaphors
Открыть полный текст статьи в формате PDF. Бесплатный просмотрщик PDF-файлов можно скачать здесь.
Список литературы:
Абаев В. И. Дохристианская религия алан // Абаев В. И. Избранные труды. Религия, фольклор, литература / отв. ред. и сост. В. М. Гусалов. Владикавказ: Ир, 1990.
Абаев В. И. Культ «семи богов» у скифов // Древний мир: сб. статей. М.: Наука, 1962.
Багаев Н. К. Современный осетинский язык: в 2-х ч. Орджоникидзе: Северо-Осетинское книжное издательство, 1965. Ч. I.
Брагинский И. С., Лелеков А. А. Иранская мифология // Мифы народов мира: энциклопедия: в 2-х т. М.: Наука, 1987. Т. 1.
Дарчиева М. В. О темпоральной лексике в языке осетинского фольклора // Вопросы литературы и фольклора: сб. науч. статей. Владикавказ: ИПК СОИГСИ, 2014. Вып. VII. Ч. 1.
Дюмезиль Ж. Осетинский эпос и мифология. М.: Наука, 1976.
Калоев Б. А. Осетины. М.: Наука, 1971.
Кузнецов В. А. Очерки истории алан. Владикавказ: Ир, 1992.
Моргоева Л. Б. Семантика слова в культурно-историческом контексте // Тенденции развития науки и образования. 2020. № 68-6.
Моргоева Л. Б. Формулы-обереги как особый тип устойчивых выражений // Фундаментальные исследования. 2014. № 9.
Сатцаев Э. Б. Нартовский эпос и иранская поэма Шахнаме (сходные сюжетные мотивы). Владикавказ: ИПО СОИГСИ, 2008.
Таказов Ф. М. Архетип мифонима Хуцау в религиозно-мифологических воззрениях осетин // Современные проблемы науки и образования. 2013. № 6.
Таказов Ф. М. Мифологические архетипы модели мира в осетинской космогонии. Владикавказ, 2014.
Туаллагов А. А. Скифо-сарматский мир и нартовский эпос осетин. Владикавказ: СОГУ, 2001.