Роман М. В. Семеновой «Валькирия, или Тот, кого я всегда жду» как фольклоризованный квест
Ахмедзянова Альмира Рашидовна
Марийский государственный университет
Дата поступления рукописи в редакцию: 11.10.2023
Аннотация. Исследование, представленное в статье, заключается в выделении структурных элементов романа и изучении его структуры по методикам В. Я. Проппа и Дж. Кэмпбелла, а также сравнении структуры этого произведения с моделью организации квеста, предложенной исследователями компьютерных игр. Цель исследования – показать, что путь героини романа «Валькирия, или Тот, кого я всегда жду» является фольклоризированным квестом. Автор статьи предлагает новый термин – «фольклоризированный квест», который предполагает реализацию фольклорных мотивов на базе квестовой структуры, а также исследует путь главной героини романа, анализируя каждый этап квеста с позиции его функциональной значимости. Этапы пути представляют собой переходы из одного сообщества в другое, получение инициаций – как реальных, сопровождающихся ритуалами, так и внутренних, психологических, отвечающих требованиям решения психологического конфликта героини. Научная новизна заключается в том, что модель квеста впервые применена к произведению славянского фэнтези на примере романа одного из основателей этого жанра – М. В. Семеновой, а также в определении нового понятия «фольклоризованный квест». В результате доказано, что роман М. В. Семеновой «Валькирия, или Тот, кого я всегда жду» имеет квестовую структуру и является фольклоризованным квестом.
Ключевые слова и фразы: современная русская проза, фэнтези, фольклор, славянское фэнтези, сюжет, modern Russian prose, fantasy, folklore, Slavic fantasy, plot
Открыть полный текст статьи в формате PDF. Бесплатный просмотрщик PDF-файлов можно скачать здесь.
Список литературы:
Андриевская Ж. В. От девицы до бабы: мир русской женщины. М.: Феникс, 2022.
Ахмедзянова А. Р. Мотив путешествия (женского квеста) и особенности его реализации в русских народных сказках сюжета СУС № 432 «Финист – ясный сокол» // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2022. Т. 15. Вып. 12.
Ахмедзянова А. Р. Сказка о Морозко как женский квест: опыт анализа // Вестник Марийского государственного университета. 2023. Т. 3. № 3.
Барашкова А. В. Роль мифологических мотивов в произведениях славянской фэнтези // Вестник Костромского государственного университета. 2009. № 15 (4).
Березкин Ю. Е., Дувакин Е. Н. Тематическая классификация и распределение фольклорно-мифологических мотивов по ареалам. Аналитический каталог. 2023. https://www.ruthenia.ru/folklore/berezkin/
Валитова В. А. Гендерная универсальность в творчестве Марии Семеновой // Проблемы истории, филологии, культуры. 2014. № 1 (43).
Васильева С. С., Дуюнова А. Г. Жанр и идейное содержание романа М. Семеновой «Валькирия» // Научные исследования и инновации. 2021. № 7.
Воглер К. Путешествие писателя. Мифологические структуры в литературе и кино / пер. с англ. М.: Альпина нон-фикшн, 2015.
Кавелти Дж. Изучение литературных формул // Новое литературное обозрение. 1996. № 22.
Криницына О. П. Славянские фэнтези в современном литературном процессе: поэтика, трансформация, рецепция: автореф. дисс. … к. филол. н. Пермь, 2011.
Кэмпбелл Дж. Богини. Тайны женской божественной сущности. СПб.: Питер, 2019.
Кэмпбелл Дж. Тысячеликий герой. СПб.: Питер, 2018.
Лотман Ю. М. Структура художественного текста. М.: Искусство, 1970.
Михайлова Е. С. Квест как структура сказки // Гуманитарные и социальные науки. 2014. № 2.
Пропп В. Я. Морфология волшебной сказки. М.: Наука, 1969.
Сафонова Е. В. Образовательный квест: смысл, содержание, технологические приёмы // Народное образование. 2018. № 1-2 (1466).
Топоров В. Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ: исследования в области мифопоэтического. М.: Издательская группа «Прогресс» – «Культура», 1995.
Штейнман М. А., Терехов Д. А. Квест как нарративный феномен: от рыцарского романа к самостоятельной истории // Коммуникации. Медиа. Дизайн. 2022. Т. 7. № 4.
Элиаде М. Тайные общества. Обряды инициации и посвящения. М. – СПб.: Университетская книга, 1999.
Янковский А. Н. Игра «квест» как синтез литературных и кинематографических традиций // Культура и искусство. 2018. № 9.
Aarseth E. Cybertext: Perspectives on Ergodic Literature. Baltimore: The Johns Hopkins University Press, 1997.