«Ода о губном органе» Пань Юэ: музыка как катарсис
Семененко Иван Иванович
Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова
Дата поступления рукописи в редакцию: 07.10.2023
Аннотация. Цель исследования – определить основные особенности поэтики и музыкальной концепции «Оды о губном органе» известного китайского поэта III в. н. э. Пань Юэ. Это произведение является необходимым для понимания его жизни и творчества и относится к классическим одам о музыкальных инструментах в китайской литературе. В статье приводится рубрицированный перевод оды с пояснениями, дается анализ ее композиции, рассматриваются основные поэтологические и эстетические взгляды автора. Научная новизна исследования состоит в том, что впервые не только в отечественной, но и в западной синологии эта ода Пань Юэ становится предметом отдельного комплексного изучения, охватывающего различные аспекты ее структуры и содержания. Она также впервые переведена на русский язык. В результате исследования раскрыты особенности композиции оды, определен ее критический пафос в сочетании с элегическим мотивом, выявлена культурно-эстетическая атрибутика губного органа как средства эмоционального катарсиса, установлено значение оды в элегической традиции Китая.
Ключевые слова и фразы: Пань Юэ, Ода о губном органе, гармония, критический пафос, элегический мотив, Pan Yue, Rhapsody on the Mouth Organ, harmony, critical pathos, elegiac motif
Открыть полный текст статьи в формате PDF. Бесплатный просмотрщик PDF-файлов можно скачать здесь.
Список литературы:
Алексеев В. М. Труды по китайской литературе: в 2-х кн. М.: Вост. лит., 2002. Кн. 1-2.
Музыкальная эстетика стран Востока / общ. ред. и вступ. ст. В. Шестакова. М.: Музыка, 1967.
Позднеева Л. Д. История китайской литературы. М.: Вост. лит., 2011.
Семененко И. И. К понятию гармонии в учении Сюньцзы // Общество и государство в Китае: тез. и докл. Четырнадцатой науч. конф.: в 3-х ч. М.: Наука, 1983. Ч. 1.
Семененко И. И. Ода о длинной флейте Ма Жуна: музыка как голос философии // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2023. Т. 16. Вып. 1.
Семененко И. И. Особенности поэтики и музыкальной концепции «Оды о свирели» Ван Бао (I в. до н. э.) // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2021. Т. 14. Вып. 5.
Семененко И. И. Пафос китайской литературы // Теоретические проблемы изучения литератур Дальнего Востока: тез. докл. Двенадцатой науч. конф. (г. Москва, 1986 г.): в 2-х т. М.: Наука, 1986. Т. 2.
Семененко И. И. Цзи Кан. Ода о лютне // Проблемы восточной филологии: сб. статей / под ред. Л. Е. Померанцевой. М.: Изд-во Московского университета, 1979.
Сыма Цянь. Исторические записки («Ши цзи»): в 9-ти т. / пер. с кит., вступ. ст., комм. и прил. Р. В. Вяткина. М.: Главная редакция восточной литературы, 1986. Т. IV.
DeWoskin K. J. A Song for One or Two. Music and the Concept of Art in Early China. Ann Arbor: Center for Chinese Studies (The University of Michigan), 1982.
Kaufmann W. Musical References in the Chinese Classics. Detroit: Information Coordinators, 1976.
郭绍虞. 中国文学批评史: 上下册. 北京: 商务印书馆, 2017年. 第一卷. 第二卷 (Го Шаоюй. История литературной критики Китая: в 2-х т. Пекин: Коммерческое издательство, 2017. Т. 1-2).
中國美學史: 全五册 / 李泽厚, 刘纲纪 主编. 北京: 中国社会科学出版社, 1990年. 第一卷. 第二卷 (История китайской эстетики: в 5-ти т. / гл. ред. Ли Цзэхоу, Лю Ганцзи. Пекин: Общественные науки Китая, 1990. Т. 1-2).
刘贝妮. “和乐德音, 群声之总”——从六篇《笙赋》论古代笙的音乐文化属性 // 星海音乐学院学报. 2010年. 第3期 (Лю Бэйни. Объединение всех звуков гармоничной музыкой и добродетельными тонами – таков, исходя из шести «Од о губном оргáне», культурно-музыкальный атрибут древнего губного оргáна // Журнал Синхайской консерватории. 2010. № 3).
马云娟. 论潘岳作品的艺术特征 // 内蒙古民族大学学报 (社会科学版). 2005年. 第31卷. 第5期 (Ма Юньцзюань. О художественных особенностях произведений Пань Юэ // Журнал Университета национальностей Внутренней Монголии. 2005. Т. 31. № 5).
国语集解 / 徐元诰撰; 王树民; 沉长云点校. 北京: 中华书局, 2002年 (Речи царств со сводными комментариями / сост. Сюй Юаньгао; сверка Ван Шуминя и Чэнь Чанъюня. Пекин: Чжунхуа, 2002).
十三经注疏: 全二 册 / 阮元校刻. 北京: 中华书局, 1982年. 第一卷. 第二卷 (Тринадцатиканоние с комментариями: в 2-х т. / испр. и изд. Жуань Юаня. Пекин: Чжунхуа, 1982. Т. 1-2).
蔡仲德. 中国音乐美学史. 北京: 人民音乐出版社, 2018年 (Цай Чжундэ. История музыкальной эстетики Китая. Пекин: Народная музыка, 2018).
庄子集释: 全三册 / 郭庆藩撰, 王孝鱼点校. 北京: 中华书局, 2019年. 第二册 (Чжуан-цзы со сводными объяснениями: в 3-х т. / сост. Го Цинфань; сверка Ван Сяоюя. Пекин: Чжунхуа, 2019. Т. 2).
杨晓斌. 潘岳笙赋的美学意蕴与作时 // 井冈山大学学报 (社会科学版). 2013年. 第34卷. 第2期 (Ян Сяобинь. Эстетический смысл «Оды о губном оргáне» Пань Юэ и время ее создания // Журнал Университета Цзинганшань (Общественные науки). 2013. Т. 34. № 2).