Перцептивное пространство в рассказе И. С. Тургенева «История лейтенанта Ергунова»
Цзи Хуэйсинь
Вэйфанский научно-технический университет
Дата поступления рукописи в редакцию: 31.08.2023
Аннотация. В статье впервые рассматривается система перцептивной образности в рассказе И. С. Тургенева «История лейтенанта Ергунова». Научная новизна исследования обусловлена его предметом – анализом структуры перцептивного пространства, которое включает в себя все типы «физиологических» (П. А. Флоренский) пространств: зрительного, акустического, ольфакторного, тактильного, вкусового. Цель исследования – показать зависимость перцептивного образа от точки зрения персонажа (субъекта восприятия) и повествователя (субъекта высказывания). В соответствии с поставленной целью особое внимание уделено лиминальному пространству, описанию состояния перехода героя от бодрствования к сну и бреду. В результате проведенного исследования установлено, что И. С. Тургенев целенаправленно создает художественное повествование о трансформации восприятия под воздействием внешней среды: показывает, как депривация зрительных и акустических ощущений актуализирует иные формы сенсорного восприятия – обонятельного и тактильного. Тем самым рассказ, который исследователи склонны относить к «мистическим», представлен как художественный вариант описания психофизиологии человека, как отклик на труды Г. Гельмгольца и И. М. Сеченова, с которыми писатель знакомится в 1860-е годы.
Ключевые слова и фразы: И. С. Тургенев, рассказ, перцептивное пространство, поэтика ощущения, I. S. Turgenev, short story, perceptual space, poetics of sensation
Открыть полный текст статьи в формате PDF. Бесплатный просмотрщик PDF-файлов можно скачать здесь.
Список литературы:
Вдовин А. В. Тургенев и физиология его времени (заметки к теме) // И. С. Тургенев: текст и контекст / под ред. А. А. Карпова и Н. С. Мовниной. СПб.: Скрипториум, 2018.
Дроздова А. О. Перцептивная поэтика творчества В. Набокова французского периода (1937-1940): дисс. … к. филол. н. Тюмень, 2022.
Золотарев И. Л. «Студийная» фантастика И. С. Тургенева // Известия Российского государственного педагогического университета имени А. И. Герцена. 2014. № 172.
Лотман Ю. М. Внутри мыслящих миров. Человек – текст – семиосфера – история. М.: Языки русской культуры, 1999.
Ляпина Л. Е. К исторической поэтике сенсорных характеристик // Вестник Череповецкого государственного университета. 2016. № 3 (72).
Ляпина Л. Е. К поэтике сюжета романа И. С. Тургенева «Дым» // Спасский вестник. 2013. № 21.
Муратов А. Б. Тургенев-новеллист (1870-1880-е годы). 1985. http://i-s-turgenev.ru/books/item/f00/s00/z0000014/st004.shtml
Неминущий А. Н. Структура и функции звукового кода в «Записках охотника» И. С. Тургенева // Проблемы исторической поэтики. 2018. Т. 16. № 3.
Топоров В. Н. О «психофизиологическом» компоненте поэзии Мандельштама // Топоров В. Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ: исследования в области мифопоэтического: избранное. М.: Прогресс-Культура, 1995.
Топоров В. Н. Странный Тургенев (Четыре главы). М.: РГГУ, 1998.
Фарино Е. Введение в литературоведение. СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 2004.
Фиш М. Ю. Сенсорные коды поэтики цикла рассказов И. А. Бунина «Темные аллеи»: автореф. дисс. … к. филол. н. Воронеж, 2009.
Хайнади З. Живописание словом. О поэтической функции визуального изображения в творчестве Л. Толстого // Вопросы литературы. 2010. № 6.
Шмид В. Нарратология. М.: Языки славянской культуры, 2003.