Образ «дальневосточного фронтира» в лирике П. С. Комарова
Александрова-Осокина Ольга Николаевна
Тихоокеанский государственный университет
Дата поступления рукописи в редакцию: 13.09.2023
Аннотация. Цель исследования – выявление специфики пространственно-географического образа Дальнего Востока в поэзии П. С. Комарова в аспекте «фронтирного» видения. В статье обосновывается продуктивность применения «фронтирного спектра» для анализа региональной лирики и предложен обзор ведущих работ в этой области. Основное внимание уделяется выявлению и анализу форм художественной репрезентации образа Дальнего Востока в лирике Комарова. Научная новизна работы заключается в том, что в ней впервые поэтический мир поэта рассматривается в аспекте «фронтирной образности», обоснована роль внетекстовых (географических и историко-культурных) реалий для формирования образа фронтира. В результате исследования установлено, что образ Дальнего Востока как фронтирной (рубежной) территории России создается средствами пейзажа, этнопоэтики, мифопоэтики, топонимики, пространственными маркерами («восток – запад», расстояние, «верх – низ» и т. п.). В работе аргументируется утверждение о том, что «фронтирный образ» в лирике поэта имеет «двойное содержание», соединяя поэтическое видение региона как «Российского пограничья» и одновременно как неразрывной части «русской земли»; показано, что в отношении образа лирического героя «фронтирные характеристики» связаны с темой освоения земли и защиты рубежей.
Ключевые слова и фразы: лирика П. С. Комарова, фронтир, фронтирная поэтика, художественное пространство, геопоэтика, lyrical poetry of P. S. Komarov, frontier, frontier poetics, artistic space, geopoetics
Открыть полный текст статьи в формате PDF. Бесплатный просмотрщик PDF-файлов можно скачать здесь.
Список литературы:
Александрова-Осокина О. Н., Хуан Цзянь. Лирика Петра Комарова: монография. Хабаровск: Изд-во Тихоокеан. гос. ун-та, 2020.
Антипова С. С. Особенности поэтических форм китайской классической поэзии. Подтекст как главная особенность поэзии Китая // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2013. № 7-2 (25).
Богумил Т. А., Куляпин А. И., Худенко Е. А. Геопоэтика В. М. Шукшина: коллективная монография. Барнаул: АлтГПУ, 2017.
Галимова Е. Ш. Специфика северного сверхтекста как локального сверхтекста // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2012. № 1.
Головнев И. А., Головнева Е. В. Фронтирный дискурс в творчестве В. К. Арсеньева // Уральский исторический вестник. 2019. № 3 (64).
Давыдов О. М. Мифопоэтика литературного сказа Н. Г. Кондратковской: фронтирный подход // Дергачевские чтения – 2018. Литература регионов в свете гео- и этнопоэтики: мат. XIII всерос. науч. конф. Екатеринбург, 2019.
Забияко А. А. М. В. Щербаков: человек дальневосточного фронтира в поиске корня жизни // Социальные и гуманитарные науки на Дальнем Востоке. 2015. № 1 (45).
Забияко А. А. Язык, культура, литература дальневосточного фронтира: учеб. пособие для магистрантов по направлению подготовки 45.04.01. Благовещенск: Изд-во АмГУ, 2020.
Карпухина В. Н. Образ «сибирского фронтира» в публицистике Алтая начала ХХ века // Сибирский филологический журнал. 2020. № 2.
Лихачев Д. С. Русская культура. М.: Искусство, 2000.
Лотман Ю. М. Лекции по структуральной поэтике // Ю. М. Лотман и тартуско-московская семиотическая школа: сборник. М.: Гнозис, 1994.
Лотман Ю. М. Семиосфера. СПб.: Искусство-СПБ, 2000.
Лотман Ю. М. Художественное пространство в прозе Гоголя // Лотман Ю. М. В школе поэтического слова. Пушкин. Лермонтов. Гоголь: кн. для учителя. М.: Просвещение, 1988.
Панарина Д. С. Мифы и образы сибирского фронтира // Культурная и гуманитарная география. 2013. Т. 2. № 1.
Родигина Н. Н. Образ Сибири в русской журнальной прессе второй половины XIX – начала XX в.: автореф. дисс. … д. ист. н. Омск, 2006.
Синельникова Л. Н. Концептуальная среда фронтирного дискурса в гуманитарных науках // Russian Journal of Linguistics. 2020. Т. 24. № 2.
Хуан Цзянь. Поэтический мир Петра Комарова: автореф. дисс. … к. филол. н. Хабаровск, 2022.