Номинативный потенциал аксиологической парадигмы мемориального медиапортрета кинолегенды (на материале французского языка)
Михайлова Елена Николаевна, Телегина Виктория Александровна
Белгородский государственный национальный исследовательский университет
Дата поступления рукописи в редакцию: 22.08.2023
Аннотация. Цель исследования – выявление особенностей оценочных номинаций, образующих парадигму аксиологического поля мемориального медиапортрета кинолегенды. Исследование выполнено на материале специального выпуска журнала “Le Figaro Hommage”, опубликованного в сентябре 2021 г. в связи с кончиной легенды французского кинематографа Жана-Поля Бельмондо – “Le Magnifique. Jean-Paul Belmondo 1933/2021”. В статье представлен системный анализ совокупности номинаций, создающих аксиологическое поле мемориального медиапортрета кинолегенды. Научная новизна исследования состоит в том, что в нем впервые предпринят многоуровневый подход к анализу разнотипных номинаций звезды французского кино, представленных в микро-, макро- и гиперконтексте. Уделено внимание лексико-семантическому аспекту номинаций, их использованию в составе разных по природе стилистических средств, а также их роли в системе отсылок, выводящих аксиологическое пространство медиапортрета кинолегенды за рамки статей и всего спецвыпуска, посвящённого Бельмондо. Полученные результаты показывают, что мемориальный медиапортрет кинолегенды представляет собой архетипический феномен, в рамках которого с помощью совокупности номинативных единиц формируется идеализированный образ звезды экрана.
Ключевые слова и фразы: медиадискурс, мемориальный медиапортрет, кинолегенда, номинация, коллективная память, media discourse, memorial media portrait, cinema legend, name, collective memory
Открыть полный текст статьи в формате PDF. Бесплатный просмотрщик PDF-файлов можно скачать здесь.
Список литературы:
Зыкова И. В. Метаязык лингвокультурологии: константы и варианты. М.: Гнозис, 2017.
Катермина В. В. Номинации человека: национально-культурный аспект (на материале русского и английского языков): монография. М.: Флинта, 2018.
Коптев Л. Н. Театрализация и игра: человекотворческий подход // Философия и культура. 2017. № 4.
Лаптева М. Л. Своё и чужое в когнитивно-дискурсивном пространстве русской фраземики. М. – Астрахань: Кнорус; Астраханский университет, 2016.
Михайлова Е. Н., Телегина В. А. Роль оценочных средств в создании мемориального медиапортрета Жака Ширака (1932-2019) // Научный диалог. 2020. № 9.
Чупрына О. Г. Особенности номинаций по признаку молодой – старый в языке и дискурсе (на материале английского и русского языков) // Вестник Московского городского областного университета. Серия «Лингвистика». 2020. № 1.
Authier-Revuz J. Aux risques de l’allusion // L’allusion dans la littérature / éd. par M. Murat. P.: Presses universitaires de Paris Sorbonne, 2000.
Baetens J. Peut-on encore faire allusion ? // Valeurs du lieu commun. 2017. Vol. 1. Núm. 64.
Duret P. Évolution des modèles de la masculinité à l’écran // Duret P. Les jeunes et l’identité masculine. P.: PUF (Presses Universitaires de France), 1999.
Moirand S. Discours, mémoires et contextes: à propos du fonctionnement de l’allusion dans la presse // Corela. 2007. HS-6. https://doi.org/10.4000/corela.1567
Revaz F. L’allusion dans les titres de presse // Travaux neuchâtelois de linguistique. 2006. Núm. 44.
Solovei N. L’Allusion dans le texte journalistique. La création d’un monde de référence pour le savoir partagé entre l’auteur et le lecteur. Sarrebruck: Presses académiques francophones, 2014.