«Авторский» голос в драматургическом дискурсе Л. Петрушевской
Биль Ольга Николаевна, Заманова Ирина Федосеевна, Половнева Марина Владимировна
Белгородский государственный национальный исследовательский университет
Белгородский государственный институт искусств и культуры
Дата поступления рукописи в редакцию: 18.08.2023
Аннотация. Авторское отношение, видение в драматическом произведении проявляется в основном во вспомогательном тексте, репрезентированном ремарками, в которых заключены большие потенциальные возможности. В женской драматургии авторские вставки отражают атмосферу действия, показывая черты индивидуальности драматурга-женщины в пространстве произведения. В статье рассматривается «авторский» голос в драматургии Л. Петрушевской, являющийся моделью, выражающей отношение автора-женщины к изображаемой действительности. Цель нашего исследования – определить особенности языковых средств, репрезентирующих «авторский» голос в драматическом дискурсе Л. Петрушевской. Научная новизна исследования заключается в выявлении потенциальных возможностей активного выражения авторской позиции в женской драматургии (лексическая насыщенность авторских ремарок, некоторые синтаксические особенности). Результаты исследования показали, что авторские ремарки, репрезентирующие зону автора в драматургии Л. Петрушевской, личностно ориентированы, имеют авторскую интонацию, отражают особенности почерка драматурга-женщины, в них проявляется субъективность автора, его отношение к героям, к событиям и т. д.
Ключевые слова и фразы: Л. Петрушевская, женская драматургия, драматургический дискурс, язык художественного произведения, ремарка, L. Petrushevskaya, women’s playwriting, dramatic discourse, language of a literary work, stage direction
Открыть полный текст статьи в формате PDF. Бесплатный просмотрщик PDF-файлов можно скачать здесь.
Список литературы:
Ван Лидань. О жанрово-стилевом многообразии женской драматургии постсоветского периода // Вестник Бурятского государственного университета. 2018. Т 2. № 2.
Женская драматургия Серебряного века / сост., вступ. ст. и коммент. М. В. Михайловой. СПб.: Гиперион, 2009.
Зайцева И. П. Поэтика современного драматургического дискурса: монография. Изд-е 2-е, перераб. и доп. Луганск: Альма-матер, 2007.
Карпова Т. Н. Женская драматургия: проблема связей в традиции // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2013. № 5-1 (31).
Курашова В. В. Социально-философские смыслы женской англо-американской драматургии: автореф. дисс. … к. филос. н. Казань, 2003.
Ламзина А. В. Рама произведения // Литературная энциклопедия терминов и понятий / под ред. А. Н. Николюкина. М.: Интелвак, 2001.
Туранина Н. А. Современная женская проза: взгляд лингвиста: монография. Белгород: ГНК, 2009.
Угаров М. Красота погубит мир // Искусство кино. 2004. № 2.
Эюбова Р. Способы выражения авторской позиции в драме (на материале русской и азербайджанской драматургии 60-90-х годов ХХ века): учеб. пособие. Баку: Зенгезурда, 2022.