Суфийские практики и особые предписания для женщин в сочинении М.-З. Камалова «Руководство наставников от шайхов халидийской [ветви]»
Хасавнех Алсу Ахмадулловна, Мухаметзянова Лилия Хатиповна
Центр письменного наследия Болгарской исламской академии
Институт языка, литературы и искусства им. Г. Ибрагимова Академии наук Республики Татарстан
Дата поступления рукописи в редакцию: 13.08.2023
Аннотация. Статья посвящена исследованию места и роли женщин и женщин-святых в различных суфийских кругах; в частности, речь идет о накшбандийском и бекташийском орденах. Цель исследования – раскрытие особенностей освещения женской темы в арабоязычном сочинении татарского шайха накшбандийского тариката, действовавшего на территории Волго-Уральского региона, Мухаммад-Закира Камалова (ал-Чистави) «Руководство наставников от шайхов халидийской [ветви]». В исследовании в сопоставительном плане речь идет и о других суфийских сообществах, относящихся к разным тарикатам. Научная новизна статьи заключается в том, что на основе проделанной текстологической работы в рамках заявленной темы впервые анализируются важные аспекты в этике суфийских сообществ XIX в., действовавших на территории Поволжья, которые нашли отражение в сочинении М.-З. Камалова; на основе полученных результатов и выводов исследования авторы выявляют специфику этических норм поведения, гендерных взаимоотношений в ритуальной практике суфийских братств, действовавших в Волго-Уральском и Кавказском регионах. Результаты научного исследования арабоязычного сочинения М.-З. Камалова «Табсират ал-муршидин…», рукописной марсии-элегии «Мәрсийәэ дамелла Мөхәммәд-Закир…» неизвестного автора прямо перекликаются с устоявшимися традициями в отношении места и роли женщины в обществе, сложившимися на протяжении столетий на мусульманском Востоке.
Ключевые слова и фразы: суфийская литература в Поволжье, сочинение татарского шайха М.-З. Камалова, женщины-святые, тарикат, самосознание народа, Sufi literature in the Volga region, work of the Tatar sheikh M.-Z. Kamalov, female saints, tariqa, self-consciousness of the people
Открыть полный текст статьи в формате PDF. Бесплатный просмотрщик PDF-файлов можно скачать здесь.
Список литературы:
Аверьянов Ю. А. Хаджи Бекташ Вели и суфийское братство бекташийа = Hadji Bektash Veli and the sufi brotherhood bektashiyya. М.: Марджани, 2011.
Амрахов А. К. Единобожие и мистицизм: монография: в 2-х т. Махачкала: Лотос, 2019. Т. 1.
Бустанов А. К. Рукопись в контексте сибирского ислама // Селезнёв А. Г., Селезнёва И. А., Белич И. В. Культ святых в сибирском исламе: специфика универсального. М.: Марджани, 2009.
Госманов М. Г. Габделҗаббар Кандалый. Шигырьләр һәм поэмалар. Казан: Татар. кит. нәшр., 1988.
Хасавнех А. А. Биографические сведения о татарском шейхе Мухаммад-Закире ал-Чистави в дагестанских арабоязычных рукописях // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Общественные и гуманитарные науки. 2012. № 1 (18).
Хасавнех А. А. Накшбандийский шайх Волго-Уральского региона М.-З. Камалов и его сочинение «Табсират ал-муршидин» // Ученые записки Казанского университета. Серия «Гуманитарные науки». 2013. Т. 155. № 3-2.
Шиммель А. Мир исламского мистицизма / пер. с англ. Н. И. Пригариной, А. С. Раппопорт. М.: Алетейя; Энигма, 2000.
Barkan Ö. L. Osmanlı Imparatorluğunda bir iskân ve kolonizasyon metodu olarak vakıflar ve temlikler // Vakıflar dergisi. 1942. Sayı II.
Bayram M. Bacıyan-i Rum, Selçuklular tarihinde kadın tekilatları. Konya, 1987.
ابن الجوزي، أبو الفرج عبدالرحمن بن علي. صفات الصفوة. بيروت: دار الكتاب العربي. ٢٠١٢ (Ибн ал-Джаузи, Абу ал-Фарадж ʻАбд ар-Рахман бин ʻАли. Качества жизни в достатке. Бейрут: Дар ал-китаб ал-ʻараби, 2012).