Ресайклинг советских речевых штампов и идеологических клише в мемуарной прозе А. Гладилина
Андрианова Мария Дмитриевна
Санкт-Петербургский гуманитарный университет профсоюзов
Дата поступления рукописи в редакцию: 15.12.2022
Аннотация. В статье анализируется роль идеологических штампов в ранней прозе автора, затем - в поздней мемуарной прозе, выявляются различия в их функционировании в ранних и в поздних текстах, следовательно, подтверждается факт ресайклинга. Цель исследования - определить особенности функционирования советских речевых штампов и идеологических клише в мемуарной прозе А. Гладилина «Улица генералов». Референтивная функция советских идеологических штампов практически утрачивается по сравнению с ранними художественными текстами, зато возрастает метаязыковая функция, что позволяет автору создавать атмосферу доверия, ощущение духовной общности с читателем и в дальнейшем экстраполировать личное авторское восприятие эпохи на сознание поколения в целом. Научная новизна заключается в том, что такой сопоставительный анализ творчества А. Гладилина проводится впервые. Также впервые идеологические штампы в творчестве А. Гладилина становятся предметом специального анализа, хотя вопрос о тяготении автора к клишированным сюжетам и героям уже ставился в критике (И. Соловьева, Л. Аннинский, М. Чудакова, А. Чудаков, И. Белова, Б. Соколов). В результате показывается изменение функций советских речевых штампов и идеологических клише в прозе А. Гладилина и выявляется особый тип творческой реконструкции советского, характерный именно для ресайклинга. Ресайклинг, в свою очередь, является ключевым средством вторичной мифологизации: элементы советского мифа служат строительным материалом для конструирования нового авторского мифа об эпохе и о себе.
Ключевые слова и фразы: шестидесятники, ресайклинг, А. Гладилин, советская культура, мемуарная проза, the Sixtiers, recycling, A. Gladilin, Soviet culture, memoir prose
Открыть полный текст статьи в формате PDF. Бесплатный просмотрщик PDF-файлов можно скачать здесь.
Список литературы:
Аннинский Л. Ядро ореха. М.: Советский писатель, 1965.
Барт Р. Мифологии / пер. с фр., вступит. ст. и комм. С. Зенкина. М.: Академический Проект, 2008.
Белова И. Поколение, потерявшее своих прозаиков // Синтаксис. 1983. № 11.
Большев А. О. Гладилин // Русская литература ХХ века. Прозаики, поэты, драматурги: биобибл. словарь: в 3-х т. / под ред. Н. Н. Скатова. М.: ОЛМА-ПРЕСС Инвест, 2005. Т. 1. А - Ж.
Лотман Ю. М. Статьи по семиотике культуры и искусства. СПб.: Академический Проект, 2002.
Померанцев В. М. Об искренности в литературе // Новый мир. 1953. № 12.
Снигирева Т. А., Подчиненов А. В. Итоговые книги шестидесятников: характер авторефлексии и жанр // Феномен затекста / под ред. Т. А. Снигиревой и А. В. Подчиненова. Екатеринбург: Изд-во Уральского университета, 2021.
Соколов Б. Горькая исповедь // Независимая газета. 1992. 26 августа.
Соловьева И. Материал и прием // Новый мир. 1963. № 4.
Чудакова М., Чудаков А. Современная повесть и юмор // Новый мир. 1967. № 7.
Якобсон Р. Лингвистика и поэтика // Структурализм за и против: сб. ст. М.: Прогресс, 1975.
Bavidge E. Recycling the Past // Recycling Culture(s) / ed. by S. Martin. Newcastle: Cambridge Scholars Publishing, 2008.
Dika V. Recycled Culture in Contemporary Art and Film. The Uses of Nostalgia. Cambridge: Cambridge University Press, 2003.
Jameson F. Postmodernism, or, the Cultural Logic of Late Capitalism. Durham: Duke University Press, 1991.
Jewitt R. Recycling ‘Culture’ and Culture of Recycling: The Cultural and Environmental Impact of Mobile Devices in Europe // Recycling Culture(s) / ed. by S. Martin. Newcastle: Cambridge Scholars Publishing, 2008.