Хоррор-мотивы в творчестве А. Старобинец (на материале сборника «Икарова железа»)
Трушкина Алёна Петровна
Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарева
Дата поступления рукописи в редакцию: 19.12.2022
Аннотация. Статья посвящена анализу сборника Анны Старобинец «Икарова железа» (2010). Исследование предпринято с целью выявить элементы хоррора в рассказах прозаика. В первую очередь автор работы обобщает мнения исследователей по поводу жанровых особенностей рассматриваемого явления. Затем анализирует специфику бытования хоррор-мотивов и хоррор-образов в текстах российской писательницы, сопоставляя её сюжетные коллизии с литературными и кинематографическими сюжетами западных предшественников. Научная новизна исследования состоит в том, что сюжеты рассказов А. Старобинец впервые рассматриваются через призму зарубежной хоррор-культуры. В результате доказано, что писательница, учитывая особенности «образцов» литературы ужасов (произведений А. Левина, С. Кинга, К. Баркера), переосмысливает природу эмоции, которую вызывает рассматриваемый жанр: в центре внимания Старобинец - страх не перед смертью, но перед реальностью, явления которой зачастую бывают неизбежными (нищета, одиночество, потеря самого себя и т.д.). Прозаик, используя популярные в масскульте хоррор-образы и хоррор-мотивы, гиперболизирует бытовые ситуации и доводит их до абсурда.
Ключевые слова и фразы: А. Старобинец, сборник «Икарова железа», хоррор, монструозное, готический хронотоп, A. Starobinets, collection “The Icarus Gland”, horror, the monstrous, Gothic chronotope
Открыть полный текст статьи в формате PDF. Бесплатный просмотрщик PDF-файлов можно скачать здесь.
Список литературы:
Арабов Ю. Н. Жанр как машина эмоции (Начальные главы большой книги). М.: ВГИК, 2020.
Артемьева О. Э. Эволюция эстетической модели жанра «хоррор» в американском кино: автореф. дисс. … к. иск. М., 2010.
Бёрк Э. Философское исследование о происхождении наших идей возвышенного и прекрасного. М.: Искусство, 1979.
Вацуро В. Э. Готический роман в России. М.: НЛО, 2002.
Водолажченко Н. Т. Поэтика готической новеллистики Дж. Ш. ле Фаню (на примере цикла «В зеркале отуманенном»): автореф. дисс. … к. филол. н. Великий Новгород, 2008.
Жаринов Е. В. История жанра романа «ужаса» в литературе Англии и Америки. 2017. URL: http://lit-prosv.niv.ru/lit-prosv/articles-eng/zharinov-istoriya-zhanra-romana-uzhasa.htm
Ковалькова Т. М. Готическая традиция в американской прозе: новеллистика Х. Ф. Лавкрафта: автореф. дисс. … к. филол. н. Н. Новгород, 2001.
Комм Д. Формулы страха: введение в историю и теорию фильма ужасов. СПб.: БХВ-Петербург, 2012.
Лавкрафт Г. Сверхъестественный ужас в литературе. 2002. URL: http://lib.ru/INOFANT/LAWKRAFT/sverhestestvennyj_uzhas_v_literature.txt
Малкина В. Я. «Готический» роман: особенности жанра // Парадигмы. 2000. № 3.
Осьмухина О. Ю., Танасейчук А. Б. Специфика преломления готической традиции в романе Г. Леру «Призрак Оперы» // Вестник Волжского университета имени В. Н. Татищева. Филология. 2019. № 1-1 (28).
Парфёнов М. Хоррор, ужасы, ужастики… Мифы и правда запретного жанра // Библиотечное дело. 2013. № 18 (204).
Разумовская О. По. Лавкрафт. Кинг. Четыре лекции о литературе ужасов. М.: РИПОЛ классик; Панглосс, 2019.
Трюффо Ф. Хичкок / пер. с фр. М. Ямпольского, Н. Цыркун. М.: Скрипториум, 2021.
Carroll N. The Philosophy of Horror or Paradoxes of the Heart. N. Y. - L.: Routledge, 1990.
Clasen M. Monsters Evolve: A Biocultural Approach to Horror Stories // Review of General Psychology. 2012. Vol. 16. No. 2.
Williams А. The Horror, the Horror: Recent Studies in Gothic Fiction // MFS Modern Fiction Studies. 2000. Vol. 46. No. 3.