Ландшафт культуры в рассказе Ужээрту «Судьба охотника»
Хазанкович Юлия Геннадьевна
Северо-Восточный федеральный университет имени М. К. Аммосова
Дата поступления рукописи в редакцию: 11.07.2022
Аннотация. Цель исследования - выявить, описать и интерпретировать ландшафт эвенкийской и китайской культур на материале рассказа эвенкийского прозаика из Китая Ужээрту «Судьба охотника». В рамках статьи было уточнено междисциплинарное понятие «ландшафт культуры» в художественном тексте, под которым понимается мироустройство как проекция ментальной культуры автора с особой системой ценностных отношений к природе, человеку и социуму. Научная новизна определена междисциплинарным исследованием «ландшафта культуры» на материале художественной литературы, в частности национального рассказа, введением в российское литературоведение в качестве объекта изучения «малой прозы» эвенкийской литературы Китая. В результате исследования были выявлены семантика, функции эпиграфа и заглавия рассказа, предложена интерпретация образа главного героя и основного конфликта произведения, сделан вывод, что ландшафт культуры в рассказе Ужээрту определен мировоззренческими категориями и этнореалиями эвенкийской и китайской культур.
Ключевые слова и фразы: Ужээрту, эвенкийский рассказ, эвенкийская литература в Китае, ландшафт культуры, Uzheertu, Evenki story, Evenki literature in China, cultural landscape
Открыть полный текст статьи в формате PDF. Бесплатный просмотрщик PDF-файлов можно скачать здесь.
Список литературы:
Аниховский С. Э. Трансформация религиозных традиций эвенков под воздействием буддизма и религиозных верований китайцев в ХIХ - начале ХХ в. // Религиоведение. 2009. № 2.
Афанасьева Е. Ф. Эвенки Китая // Тунгусо-маньчжурские этносы в новом столетии: материалы Всероссийской конференции с международным участием. Улан-Удэ: Изд-во Бурятского гос. университета, 2010.
Аюшеева Н. Г. Место «литературы родных краев» в творчестве современной китайской писательницы Чи Цзыцзянь // Вестник Бурятского государственного университета. Серия: Философия. 2010. № 8.
Бахтин М. М. Вопросы литературы и эстетики. М.: Художественная литература, 1975.
Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. М.: Художественная литература, 1979.
Бураева О. В. Оленеводство эвенков Бурятии: история и современность // Известия Иркутского государственного университета. Серия «Геоархеология. Этнология. Антропология». 2017. Т. 21. URL: https://www.izvestia_geoarh.isu.ru/ru/index.html
Варламова Г. И. Мировоззрение эвенков. Отражение в фольклоре. Новосибирск: Наука, 2004.
Величковский Б. М. Когнитивная наука - основы психологии познания: новые веяния в исследованиях решений. М.: Флинта, 2006.
Винокурова Л. И. Культурный ландшафт приарктического севера Якутии // Север Азии в этнокультурных исследованиях: материалы Международной научно-практической конференции, посвященной 150-летию со дня рождения В. И. Иохельсона. Новосибирск: Наука, 2008.
Войтишек Е. Э., Бочкарева Д. С. Этническая культура эвенков Китая (по материалам романа Чи Цзыцзян «Правый берег реки Аргунь») // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия «История. Филология». 2014. Т. 13. Вып. 5.
Воробьева А. Р. Культурный ландшафт как фактор бытийности пространства культуры: автореф. дисс. … к. филос. н. Чита, 2007.
Воронченко Т. В., Фёдорова Е. В. Эвенкийская литература и фольклор в пространстве трансграничья (Россия - Китай): обзор современных отечественных и зарубежных исследований // Научный диалог. 2021. № 9.
Даосизм в Китае. Древнее учение о «дао». 2022. URL: https://www.advantour.com/rus/china/religion/taoism.htm
Замятин Д. Н. Феноменология географических образов. 2000. URL: https://www.ruthenia.ru/logos/kofr/2000/2000_06.htm
Карапетьянц А. М. Концепция судьбы у древнекитайских философов // Понятие судьбы в контексте разных культур. 1994. URL: http://ec-dejavu.ru/f/Fate_China.html
Лотман Ю. М. К проблеме пространственной семиотики // Труды по знаковым системам. Семиотика пространства и пространство семиотики. Тарту: ТГУ, 1986.
Лю Чаоцзе. Дефиниция «судьба» в современном китайском языке (на основе анализа анкет преподавателей и студентов Чжэцзянского океанического университета) // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2017. № 5. URL: http://vestnik-cspu.ru/upload/pdf/issues/2017/2017_5.pdf
Маслова В. А. Введение в когнитивную лингвистику: двойничество в культуре: судьба, душа, тоска, совесть. М.: Флинта, 2007.
Милонов Н. А. Литературное краеведение. М.: Просвещение, 1985.
Народы Восточной Азии / под ред. Н. Н. Чебоксарова. М.: Наука, 1967.
Пешков И. О. Право быть «символом леса» вместо «права на лес»: границы юридической дееспособности «традиционных сообществ» (на примере опыта седентаризации эвенков-оленеводов Внутренней Монголии). 2014. URL: http://www.jourssa.ru/sites/all/files/volumes/2014_5/Peshkov_2014_5.pdf
Тань Аошуан. Китайская картина мира. М.: Языки славянской культуры, 2004.
Топоров В. Н. Пространство и текст // Текст: семантика и структура. М., 1983.
Торопцев С. А. От схемы к характеру (изображение человека в литературе и искусстве Китая) // Вопросы литературы. 1983. № 10.
Торопцев С. А. Экология литературного героя // Проблемы Дальнего Востока. 1993. № 4.