Лингвопрагматические особенности современного художественного нарратива на материале рассказа “Scène” А. Роба-Грийе
Глазкова Анастасия Викторовна, Чабыкина Дарья Станиславовна
Астраханский государственный университет имени В. Н. Татищева
Дата поступления рукописи в редакцию: 09.07.2022
Аннотация. Цель исследования - установление изменений, произошедших в художественном нарративе под воздействием эпохи постмодерна. В статье исследуются понятие «нарратив», классический подход к его определению, определяется специфика художественного нарратива, дается схема его построения. Научная новизна состоит в том, что в процессе исследования выявляется прагматический потенциал воздействия на читателя художественного нарратива нового типа, обладающего рядом специфических черт, в связи с новой концепцией восприятия и построения текста, разработанной под влиянием теоретиков постмодерна и кинематографа. В результате исследования, проводимого на примере произведения “Scène” классика - создателя «нового типа письма» Алена Роба-Грийе, на лингвистическом уровне демонстрируются такие прагматические особенности современного художественного нарратива, как кинематографичность, открытость текста, сотрудничество автора с читателем.
Ключевые слова и фразы: нарратив, постмодернизм, кинематографичность текста, открытость текста, сотрудничество с читателем, narrative, postmodernism, cinematic nature of the text, openness of the text, cooperation with the reader
Открыть полный текст статьи в формате PDF. Бесплатный просмотрщик PDF-файлов можно скачать здесь.
Список литературы:
Андреева В. А. Текстовые и дискурсные параметры литературного нарратива: на материале современной немецкоязычной прозы: дисс. … д. филол. н. СПб., 2009.
Барт Р. Смерть автора. Избранные работы: семиотика. Поэтика. М.: Прогресс, 1989.
Бахтин М. М. Собрание сочинений: в 7-ми т. М.: Русские словари, 1996. Т. 5.
Брунер Дж. Жизнь как нарратив // Постнеклассическая психология. 2005. № 1 (2).
Гапон Л. А. Текст как телесный объект (творчество Алена Роб-Грийе) // Вестник Омского университета. 1997. № 4.
Евстигнеева Н. В., Оберемко О. А. Модели анализа нарратива // Южно-российский журнал социальных наук. 2007. № 4.
Жиличева Г. А. Нарративные стратегии в жанровой структуре романа (на материале русской прозы 1920-1950-х гг.): дисс. … д. филол. н. М., 2015.
Корниенко А. А. Современная французская новелла в поисках новых форм. Пятигорск: ПГЛУ, 2000.
Корниенко А. А. Средства выражения категории камеры во французском художественном тексте // Университетские чтения - 2010: мат. науч.-метод. чтений Пятигорского государственного лингвистического университета. Пятигорск, 2010.
Мартьянова И. А. Кинематограф русского текста. СПб.: Свое издательство, 2011.
Падучева Е. В. Семантические исследования. Семантика времени и вида в русском языке. Семантика нарратива. Изд-е 2-е. М.: Языки славянской культуры, 2010.
Потебня А. А. Мысль и язык. К.: СИНТО, 1993.
Роб-Грийе А. За новый роман // Роб-Грийе А. Романески. М.: Ладомир, 2005.
Тюпа В. И. Нарративная стратегия романа // Новый филологический вестник. 2011. № 3 (18).
Чотчаева М. Ю., Сосновский, В. Т. Постмодернизм в культуре и литературе современности // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 2 «Филология и искусствоведение». 2017. № 2 (197).
Шмид В. Нарратология. М.: Языки славянской культуры, 2003.
Эйзенштейн С. М. Избранные статьи. М.: Искусство, 1955.
Эко У. Имя розы. Заметки на полях «Имени розы». СПб.: Симпозиум, 1997.
Adam J.-M. La linguistique textuelle.Introduction à l’analyse textuelle des discours. P., 2005.
Labov W. Language in the Inner City. Philadelphia: University of Pennsylvania Press, 1972.
Labov W., Waletzky J. Narrative Analysis: Oral Versions of Personal Experience // Journal of Narrative & Life History. 1997. Vol. 7 (1-4).
Laszlo J. The Science of Stories: An Introduction to Narrative Psychology. N. Y.: Routledge, 2008.
Robbe-Grillet А. Scène // Современная французская новелла XX века: сборник / сост. Т. Балашова, В. Балашов. М.: Прогресс, 1981.