Жанровый код "страшной новеллы" в повести И. С. Тургенева "Клара Милич"
Погадай Елена Владимировна
Ростовский государственный экономический университет
Дата поступления рукописи в редакцию: 15.06.2022
Аннотация. Цель работы - выявление гибридной жанровой природы последней тургеневской повести. Рассматривается использование непривычных нарративных стратегий в узнаваемой и устойчивой жанровой структуре фантастической новеллы. Предметом исследования являются сдвиги в жанровой структуре повести, с помощью которых происходит интерференция компонентов "физиологического" очерка и "страшной новеллы" в структуре повествования. Научная новизна исследования заключается в описании некоторых особенностей образа повествователя (наличие имплицитного рассказчика, сближение точек зрения героя и рассказчика) и сюжетной структуры повести. В результате проведенного исследования выявляется гибридная жанровая природа последней тургеневской повести, уточняются пути взаимодействия повествовательных инстанций в тексте, отмечается основное отличие тургеневской повести от структурной организации "страшной новеллы", заключающееся в интериоризации событий текста.
Ключевые слова и фразы: Тургенев, нарративная стратегия, событие, жанр, Turgenev, narrative strategy, event, genre
Открыть полный текст статьи в формате PDF. Бесплатный просмотрщик PDF-файлов можно скачать здесь.
Список литературы:
Анненский И. Ф. Книги отражений. М.: Наука, 1979.
Зенкин С. Н. Анахронизм и исторический дискурс // Шаги/Steps. 2018. № 4 (3). DOI: 10.22394/2412-9410-2018-4-3-26-35
Куряев И. Р. Кино-интерпретация поздней прозы И. Тургенева в отечественном дореволюционном кинематографе ("Клара Милич" И. Тургенева vs "После смерти" Е. Бауэра) // Уральский филологический вестник. Серия: Русская классика: динамика художественных систем. 2017. Вып. 9.
Лотман Ю. М. Структура художественного текста. М.: Искусство, 1970.
Манн Ю. В. Об эволюции повествовательных форм: вторая половина XIX века // Известия РАН. Серия: Литература и язык. 1992. Т. 51. № 1.
Мелетинский Е. М. Историческая поэтика новеллы. М.: Наука, 1990.
Муратов А. Б. Тургенев-новеллист (1870-1880-е годы). Л.: Изд-во Ленинградского ун-та, 1985.
Науменко Е. В. Система мотивов "таинственных повестей" И. С. Тургенева: дисс. … к. филол. н. Псков, 2006.
Пумпянский Л. В. Группа "таинственных повестей". 1929. URL: https://www.ruthenia.ru/horror/poetic/pumpyansky/mys_tales.htm
Скуднякова Е. В. "Таинственные повести" И. С. Тургенева в русле развития естественнонаучных тенденций второй половины ХIХ века: повесть "Клара Милич (После смерти)" // Вестник Башкирского университета. 2007. Т. 12. № 4.
Тодоров Цв. Введение в фантастическую литературу / пер. с франц. Б. Нарумова. М.: Дом интеллектуальной книги, 1999.
Топоров В. Н. Странный Тургенев (Четыре главы). М.: РГГУ, 1998.
Тургенев И. С. Полное собрание сочинений и писем: в 30-ти т. М.: Наука, 1978. Т. 10.
Тургеневский сборник: материалы к Полному собранию сочинений и писем И. С. Тургенева: в 5-ти т. Л.: Наука, 1967. Т. III.
Улыбина О. Б. Проблемы поэтики "таинственных повестей" И. С. Тургенева: дисс. … к. филол. н. Н. Новгород, 1996.
Федотов А. С. Таинственные повести Тургенева как цикл // Тургенев И. С. Таинственные повести и рассказы. М.: Rosebud publishing, 2019.
Федунина О. В. Функции снов и видений в "Кларе Милич" И. С. Тургенева (специфика сюжета и жанровая традиция) // Филологический журнал. 2008. № 1.
Harvie J. A. Turgenev’s Swan-Song, "Klara Milich" // New Zealand Slavonic Journal. 1983. № 1.
Ungurianu D. Turgenev between Russia and Europe // Ivan Turgenev and His Library. 2019. URL: https://www.vassar.edu/specialcollections/docs/ivan-turgenev-and-his-library.pdf