Специфика преломления семейной темы в творческом сознании автора-повествователя в "Мёртвых душах" Н. В. Гоголя
Жаворонкова Мария Юрьевна
Кемеровский государственный университет
Дата поступления рукописи в редакцию: 18.04.2022
Аннотация. Цель исследования - определить особенности развития семейной темы в творческом сознании автора-повествователя в поэме "Мёртвые души". Научная новизна состоит в том, что на основе рассмотрения повествовательной структуры поэмы выделены две формы присутствия автора в тексте: эпическая, для которой характерна позиция вненаходимости (М. М. Бахтин), и романная, связанная с вхождением автора в материальный мир героев. Обе формы соединены в образе автора-повествователя, синтезирующего в своем сознании бытовой и символический аспекты семейной темы. В результате исследования показано, что через изображение частного домашнего мира персонажей автор-повествователь приближается к универсальному, философскому осмыслению семейной темы.
Ключевые слова и фразы: Н. В. Гоголь, поэма "Мёртвые души", семейная тема, взаимодействие эпического и романного, автор-повествователь, "Dead Souls" poem, N. V. Gogol, family theme, interaction of the epic and the novel, author-narrator
Открыть полный текст статьи в формате PDF. Бесплатный просмотрщик PDF-файлов можно скачать здесь.
Список литературы:
Асоян А. А. "Почтите высочайшего поэта…": судьба "Божественной Комедии" Данте в России. М.: Книга, 1990.
Бахтин М. М. Собрание сочинений: в 7-ми т. М.: Языки славянских культур, 2012. Т. 3.
Виролайнен М. Н. Брачный сюжет в гоголевском Петербурге // Новый филологический вестник. 2019. № 3 (50).
Виролайнен М. Н. Ранний Гоголь: катастрофизм сознания // Гоголь как явление мировой литературы: сб. ст. М.: ИМЛИ РАН, 2003.
Гоголь Н. В. Полное собрание сочинений и писем: в 17-ти т. М.: Изд-во Московской Патриархии, 2009. Т. 6.
Гоголь Н. В. Полное собрание сочинений и писем: в 23-х т. М.: Наука, 2012. Т. 7. Кн. 1.
Гольденберг А. Х. Архетипы в поэтике Н. В. Гоголя. М.: Флинта, 2021.
Гончаров С. А. Творчество Гоголя в религиозно-мистическом контексте. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 1997.
Гуковский Г. А. Реализм Гоголя. М. - Л.: Гос. изд-во художеств. лит., 1959.
Есаулов И. А. Россия с позиции вненаходимости и/или причастного видения? (Гоголевская "точка зрения" в "Мёртвых душах"). 2018. URL: https://esaulov.net/uncategorized/gogol-mert
Жаворонкова М. Ю. Брачные мотивы в художественном мире Н. В. Гоголя // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2018. № 10-2 (88).
Кривонос В. Ш. "Мертвые души" Гоголя: пространство смысла. М.: Флинта, 2018.
Лесогор Н. В. "Дантовский текст" в творчестве Н. В. Гоголя: генезис и поэтика: автореф. дисс. … к. филол. н. Красноярск, 2009.
Манн Ю. В. Творчество Гоголя: смысл и форма. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2007.
Полякова А. А. Структурообразующая роль народного календаря в цикле Н. В. Гоголя "Вечера на хуторе близ Диканьки": автореф. дисс. … к. филол. н. М., 2008.
Проскурина Е. Н. Дом и дорога в поэме Н. В. Гоголя "Мёртвые души" // Филологический класс. 2003. № 2 (10).
Смирнова Е. А. Поэма Гоголя "Мертвые души" Л.: Наука, 1987.
Софронова Л. А. Мифопоэтика раннего Гоголя. СПб.: Алетейя, 2010.
Хусаинова О. И. Тема детства в творчестве Н. В. Гоголя: автореф. дисс. … к. филол. н. Саратов, 2009.
Шмид B. Нарратология. М.: Языки славянской культуры, 2003.
Янушкевич М. А. Традиции античности в художественном мире Н. В. Гоголя: автореф. дисс. … к. филол. н. Томск, 2000.