Хронотоп как средство субъективизации художественной прозы (на материале романа Вирджинии Вулф "На маяк")
Белозерова Наталия Владимировна, Жиндеева Елена Александровна, Луговой Александр Александрович
Санкт-Петербургский университет Государственной противопожарной службы МЧС России
Мордовский государственный педагогический университет имени М. Е. Евсевьева
Санкт-Петербургский юридический институт (филиал) Университета прокуратуры Российск
Дата поступления рукописи в редакцию: 13.05.2022
Аннотация. Цель статьи - рассмотреть генезис и развитие определения понятия "хронотоп" в естественнонаучной и гуманитарной областях знания, взаимосвязь его элементов в литературоведении. В статье раскрывается значимость субъективного измерения пространственно-временной системы координат в структуре хронотопа, воплощенного в литературе "потока сознания". Научная новизна заключается в исследовании средств построения модели мира в сознании литературных персонажей на примере романа Вирджинии Вулф "На маяк", на основе чего выявляются наиболее характерные для идиостиля писателя средства, раскрывающие субъектную позицию наблюдателя в романе (использование лексико-семантических полей, внутреннего монолога, полилога, грамматического времени и т.д.). В результате доказано, что способы воплощения противопоставления, связанного с концептом времени, - вечное/преходящее, использование таких стилистических средств, как символизм, использование изобразительного кода, аллюзии позволяют Вирджинии Вулф конструировать особый хронотоп сознания.
Ключевые слова и фразы: хронотоп, поток сознания, пространство, время, точка зрения, chronotope, stream of consciousness, space, time, point of view
Открыть полный текст статьи в формате PDF. Бесплатный просмотрщик PDF-файлов можно скачать здесь.
Список литературы:
Бахтин М. М. Фрейдизм. Формальный метод в литературоведении. Марксизм и философия языка: статьи. М.: Лабиринт, 2000.
Гаврицков А. Н. Нарративные функции интерлюдий в романах В. Вулф "На маяк" и "Годы" // Вестник Ивановского государственного университета. 2021. № 1. DOI: 10.46726/H.2021.1.2
Зинченко В. П. Сознание и творческий акт. 2010. URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=213342
Кобылянская А. И. Символизм в произведении В. Вулф "На маяк" // Символ науки. 2016. № 2.
Марова Н. Д. Парадигмы интерпретации текста: монография: в 2-х ч. Екатеринбург: УГПУ, 2006. Ч. 1.
Пешков И. В. М. М. Бахтин: от философии поступка к риторике поступка. М.: Лабиринт, 1996.
Ухтомский А. А. Доминанта. СПб.: Питер, 2002.
Франк Дж. Пространственная форма в современной литературе. М.: Директ-Медиа, 2007.
Basirizadeh F. S., Birgani S. Z., Raoufzadeh N. Concept of Time in Virginia Woolf’s To the Lighthouse: Bergsonian Study // Linglit Journal: Scientific Journal of Linguistics and Literature. 2021. Vol. 2. DOI: 10.33258/linglit.v2i2.460
Bojesen E. The Education of Consciousness: Virginia Woolf’s The Waves // Foro de Educaci?n. 2018. Vol. 16 (24). URL: DOI: 10.14516/fde.580
?zkaya R. Woolf in Space: Subversive Interventions in the Contemporary Spatial Constructions and Discourses of the Dominant Socio-Spatial Order in Virginia Woolf’s Fiction. 2021. URL: https://open.metu.edu.tr/bitstream/handle/11511/89593/12626040.pdf
Saunders R. Language, Subject, Self: Reading the Style of "To the Lighthouse" // Novel: A Forum on Fiction. 1993. Vol. 26. No. 2. DOI: 10.2307/1345687
Tally R. The Space of the Novel // The Cambridge Companion to the Novel / ed. by E. Bulson. Cambridge: Cambridge University Press, 2018. DOI: 10.1017/9781316659694.011
Woolf V. To the Lighthouse // Woolf V. The Selected Works of Virginia Woolf. Hertfordshire: Wordsworth Library Collection, 2007.