Категория времени как основа архитектоники программного цикла В. Д. Колупаева "Жизнь как год" (1982)
Морозова Инна Викторовна
Томский государственный университет
Дата поступления рукописи в редакцию: 29.03.2022
Аннотация. Цель исследования - выявление особенностей репрезентации категории художественного времени в поэтике малой прозы В. Д. Колупаева на материале цикла "Жизнь как год" (1982). Отдельное рассмотрение категорий пространства и времени обусловлено их равнозначным положением в тексте и наличием собственных характеристик. Научная новизна работы заключается в изучении произведений малой прозы В. Д. Колупаева с точки зрения ее пространственно-временной организации. В результате на материале программного цикла "Жизнь как год", впервые атрибутированного в литературоведческом аспекте, выявлен синтез двух временных моделей, мифопоэтической и субъектно-психологической, реализующий авторскую идею жизни как чуда.
Ключевые слова и фразы: русская литература, художественное время, Виктор Колупаев, цикл "Жизнь как год", советская фантастика, Russian literature, artistic time, Victor Kolupaev, cycle "Life as a Year", soviet science fiction
Открыть полный текст статьи в формате PDF. Бесплатный просмотрщик PDF-файлов можно скачать здесь.
Список литературы:
Ащеулова И. В. Чудо как ситуация духовного поиска в истории (роман В. Шарова "Воскрешение Лазаря") // Питання літературознавства. 2011. Вып. 84. URL: http://nbuv.gov.ua/UJRN/Pl_2011_84_36
Бахтин М. М. Вопросы литературы и эстетики. Исследования разных лет. М.: Художественная литература, 1975.
Вальянов Н. А. Художественный мир М. А. Тарковского: пространство, время, герой: дисс. … к. филол. н. Воронеж, 2018.
Веденкова Е. С. Исследование художественного пространства-времени: вопросы методологии // Вестник Тамбовского университета. 2011. № 12.
Габидуллина Л. Ф. Специфика художественного времени в романах и рассказах Ш. Бикчурина // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2015. № 8-2 (50).
Дзуцева Н. А. Образ-символ "ночь" в восприятии русских поэтов "чистого искусства" и К. Л. Хетагурова. 2022. URL: http://svarkhipov.narod.ru/pup/dzus.htm
Ди С. Символика метели и проблема конфликта в романе Б. Пастернака "Доктор Живаго" // Вестник Центра международного образования Московского государственного университета. Филология. Культурология. Педагогика. Методика. 2012. № 2.
Кандрашкина О. О. Категории пространства, времени и хронотопа в художественном произведении и языковые средства их выражения // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2011. № 2-5.
Ковалева Т. Н. Типы художественного времени и их роль в романе И. А. Бунина "Жизнь Арсеньева" // Проблемы исторической поэтики. 2016. № 14. DOI: 10.15393/j9.art.2016.3603
Колупаев В. Д. Жизнь как год // Колупаев В. Д. Собрание сочинений: в 3-х т. М.: Престиж Бук, 2017. Т. 1. Повести, рассказы.
Колупаев В. Д. Пространство и Время для фантаста. Томск, 1994.
Комаров С. А., Юдинцева Е. Л. Феномен молчания в русской и русскоязычной онтологической повести 1970-х годов // Вестник Тюменского государственного университета. Социально-экономические и правовые исследования. 2014. Вып. 1.
Комарова И. В. Духовная поэзия А. Солодовникова: художественное время и пространство: дисс. … к. филол. н. Воронеж, 2017.
Мостепаненко А. М. Пространство и время в макро- и микромире. М.: Политиздат, 1974.
Никиенко И. В. "Пушкинский текст" в "Сократе Сибирских Афин" В. Д. Колупаева // Сибирский филологический журнал. 2012. № 4.
Никиенко И. В. Вода как онтологическая и гносеологическая среда: особенности художественной адаптации философского концепта "первоначало" в "Сократе Сибирских Афин" В. Д. Колупаева // Вестник Томского государственного университета. Филология. 2013. № 1 (21).
Никиенко И. В. Дискурсивное синтезирование концепта "Апейрон" в "Сократе Сибирских Афин" В. Д. Колупаева: "Афинский" слой // Сибирский филологический журнал. 2014а. Вып. 4.
Никиенко И. В. Персонализация институционального как дискурсивная стратегия фантаста (на материале поздней прозы В. Д. Колупаева) // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2014b. Вып. 10 (151).
Панкова С. Ю. Пространство и время в этнической картине мира: монография. Южно-Сахалинск: Изд-во СахГУ, 2012.
Папакина Л. Н. Формирование темпорального пространства в художественном тексте: на материале ранних произведений М. Булгакова: дисс. … к. филол. н. Махачкала, 2012.
Парашкевич Г. М. Красный сфинкс: в 2-х кн. М.: Т8 Издательские технологии / RUGRAM, 2021. Книга вторая.
Рыбальченко Т. Л. Проза из Сибирских Афин // Виктор Дмитриевич Колупаев: библиографический указатель / сост. и авт. пред. А. В. Яковенко; под ред. С. С. Быковой. Томск, 2005.
Сенне К. Старая новая сказка: мифопоэтический подтекст пьесы-сказки С. Маршака "Двенадцать месяцев" // Детские чтения. 2017. Вып. 2 (12).
Чигиринская О. А. Фантастика как способ организации хронотопа. 2008. URL: http://heartofsword.eu/statya/fantastika-kak-sposob-organizacii-hronotopa
Эпштейн М. Н. "Природа, мир, тайник вселенной…": система пейзажных образов в русской поэзии. М.: Высшая школа, 1990.
Nesterik E., Kakzhanova F., Issina G., Shelestova T., Tsay Ye., Kusmanova G., Pecherskikh T. Spatial Images of Subjective Perception of Time in a Literary Text // Rupkatha Journal on Interdisciplinary Studies in Humanities. 2017. Vol. IX. No. 3. DOI: 10.21659/rupkatha.v9n3.08