Устаревшие лексемы, вербализующие концепт ТАБЫЛЛЫЫ ʻУДАЧАʼ в якутском языке
Прокопьева Алена Кирилловна, Дьяконова Алина Александровна
Северо-Восточный федеральный университет имени М. К. Аммосова
Дата поступления рукописи в редакцию: 12.11.2022
Аннотация. Целью исследования является выявление устаревших лексем, репрезентирующих концепт ТАБЫЛЛЫЫ ʻУДАЧАʼ в якутском языке. Особое внимание уделено этимологии лексем, значение которых раскрывается только в составе парных слов или устойчивых фраз. Научная новизна заключается в том, что впервые предпринята попытка изучить устаревшие лексемы концепта УДАЧА в якутской лингвокультуре. Материалом исследования послужили толковые словари якутского языка, а также монгольских и тунгусо-маньчжурских языков. Полученные результаты показали, что базовый слой составляют устаревшие в современном якутском языке лексемы концепта ТАБЫЛЛЫЫ ʻУДАЧАʼ «дьайаан», «талаан», «сорсун», «сиҥкэннээх», «туона», «түөрэх кэбис», «дьаралык». Этимологические исследования выяснили, что исконно тюркскими лексемами данного концепта являются лексемы «талаан», «дьолуо», «дьаралык», «туона», «кумулаах киһи»; заимствованными из монгольских языков - «дьайаан», «сарбаһын», «сорсун», «түөрэх»; из тунгусо-маньчжурских - «сиҥкэн/силпэн». На большом лексическом материале доказывается, что значение лексемы «талаан» ‘удача’ полностью раскрывается в устойчивых лексических комплексах (является вторым компонентом в парных словах), встречающихся в героических эпосах якутского народа - олонхо.
Ключевые слова и фразы: концепт УДАЧА, лексема, устаревшие слова, якутский язык, LUCK concept, lexeme, obsolete words, Yakut language
Открыть полный текст статьи в формате PDF. Бесплатный просмотрщик PDF-файлов можно скачать здесь.
Список литературы:
Бертагаев Т. А. К этимологии некоторых слов в монгольских языках // Исследования по восточной филологии: к семидесятилетию профессора Г. Д. Санжеева. М.: Наука; Главная редакция восточной литературы, 1974.
Варламова Г. И. Эпические и обрядовые жанры эвенкийского фольклора. Новосибирск: Наука, 2002.
Вежбицкая А. Семантические универсалии и базисные концепты. М.: Языки славянских культур, 2011.
Владимирцов Б. Я. Сравнительная грамматика монгольского письменного языка и халхаского наречия. Введение и фонетика. Изд-е 2-е. М.: Наука; Главная редакция восточной литературы, 1989.
Карасик В. И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс. Волгоград: Перемена, 2002.
Мазин А. И. Традиционные верования и обряды эвенков-орочонов (конец XIX - начало XX в.). Новосибирск, 1984.
Маслова В. А. Лингвокультурология. М.: Академия, 2001.
Поппе Н. Н. Грамматика письменно-монгольского языка. М. - Л.: Изд-во Академии наук, 1937.
Степанов Ю. С. Константы: словарь русской культуры. Изд-е 3-е, испр. и доп. М.: Академический Проект, 2004.
Тодаева Б. Х. Грамматика современного монгольского языка. Фонетика и морфология. М.: Изд-во Академии наук, 1951.
Харитонов Л. Н., Дьячковский Н. Д., Иванов С. А., Коркина Е. И., Петров Н. Е., Слепцов П. А. Грамматика современного якутского литературного языка: в 2-х ч. М.: Наука, 1982. Ч. 1. Фонетика и морфология.