«Милая, добрая девушка ты»: традиция и новаторство в жанре гимна «сун» на примере «Гимна тюльпану» Цзо Фэнь (252-300 гг.)
Малахевич Дарья Евгеньевна
Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова
Дата поступления рукописи в редакцию: 27.10.2022
Аннотация. Цель исследования - выявить особенности поэтики жанра гимна «сун» в творчестве Цзо Фэнь (252-300 гг.) на примере «Гимна тюльпану». Научная новизна исследования обусловлена тем, что нами впервые в отечественной синологии был выполнен подстрочный перевод «Гимна тюльпану» Цзо Фэнь и проведён его литературоведческий анализ. Цзо Фэнь - одна из наиболее выдающихся поэтесс раннесредневекового Китая, благодаря своему таланту сумевшая успешно «построить карьеру» придворного литератора. Как и подавляющее большинство стихотворений Цзо Фэнь, её гимны «сун» посвящены исключительно женщинам, что является новым словом в разработке этого традиционного жанра. В статье представлены характеристика жанра «сун» с точки зрения традиционной китайской поэтики, краткий обзор развития жанра, а также приведён подробный анализ «Гимна тюльпану» Цзо Фэнь. «Гимн тюльпану» тщательно анализируется в контексте предшествующей традиции, в том числе путём сопоставления его с «Гимном мандариновому дереву» Цюй Юаня - первым авторским произведением в данном жанре. В статье подробно изучены образный ряд «Гимна тюльпану», его лексические и стилистические особенности. В ходе исследования были получены следующие результаты: Цзо Фэнь творчески интерпретировала традицию, наполнив жанр «сун» новыми образами и наделив его дидактической функцией, продолжая при этом традицию «Книги песен», а также «Чуских строф» Цюй Юаня (339-278 гг. до н.э.).
Ключевые слова и фразы: классическая китайская поэзия, женская поэзия, эпоха Шести династий, жанр «сун», Цзо Фэнь, classical Chinese poetry, women’s poetry, era of the Six Dynasties, song genre, Zuo Fen
Открыть полный текст статьи в формате PDF. Бесплатный просмотрщик PDF-файлов можно скачать здесь.
Список литературы:
Алексеев В. М. Китайская поэма о поэте. Стансы Сыкун Ту. Петроград, 1916.
Веселовский А. Н. Психологический параллелизм и его формы в отражении поэтического стиля // Веселовский А. Н. Историческая поэтика. Л., 1940.
Лисевич И. С. Вопросы формы и содержания в ранних китайских поэтиках // Народы Азии и Африки. 1968. № 1.
Попова Г. С. Шу-цзин («Канон записей»). СПб.: Нестор-История, 2020.
Семененко И. И. Первая поэтика Китая // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2020. Т. 13. Вып. 9.
Томашевский Б. В. Теория литературы. Поэтика. Изд-е 6-е. М. - Л., 1931.
Тынянов Ю. М. Проблема стихотворного языка. М., 1965.
Федоренко Н. Т. Древнейший памятник поэтической культуры Китая. 1987. URL: http://www.philology.ru/literature4/fedorenko-87.htm
Liu Y. Designations of Poetry in Translations of Liu Xie’s (劉勰) Work on Literary Genres // CLCWeb: Comparative Literature and Culture. 2015. Vol. 17 (1).
Idema W. L., Grant B. The Red Brush: Writing Women of Imperial China. Cambridge: Harvard University Press, 2004.
中华传世文选骈文类纂 / 任继愈主编, 王先谦编. 吉林: 人民文学出版社, 1998 (Избранные образцы китайской прозы парного стиля / под ред. Жэнь Цзиюя и Ван Сяньцяня. Цзилинь: Народная литература, 1998).
梁复明, 费振刚. 论汉代颂赞铭箴与汉赋的同体异用 // 学术论坛. 2009. № 1 (Лян Фумин, Фэй Чжэнган. О сходствах и различиях жанра «фу» и жанров «сун», «цзань», «мин» и «чжэнь» в эпоху Хань // Научный форум. 2009. № 1).