Сюжет о падшей женщине в литературе 1840-1860-х годов: формирование и варианты
Печерская Татьяна Ивановна
Новосибирский государственный педагогический университет
Дата поступления рукописи в редакцию: 21.11.2022
Аннотация. Цель исследования состоит в выявлении структурно-семантических вариантов сюжета о падшей женщине, сформировавшихся в литературе 1840-1860-х гг. На основе изучения описывается пограничный сюжет «камелия», вовлеченный в поле формирования сюжета. В статье исследуются появление, динамическое взаимодействие и трансформация сюжетных вариантов. Выделяются и анализируются базовая структура сюжета о падшей женщине, процесс её закрепления в сильных текстах и практика воспроизводства в беллетристике. Рассматриваются влияние общественной проблематики на выбор этических акцентов, тематики сюжета, способы конвертации реальной картины жизни в литературную. Научная новизна определяется сюжетологическим подходом к традиционному историко-литературному изучению сюжета, что позволяет описать особенности включенности сюжета в литературно-общественный процесс и сюжетный репертуар середины XIX века. В результате исследования определены базовая структура сюжета о падшей женщине и его основные варианты, закрепленные в произведениях Н. А. Некрасова, Н. Г. Чернышевского и Ф. М. Достоевского. На обширном материале показаны способы аккумуляции структурных элементов сюжета, разработанные в беллетристике.
Ключевые слова и фразы: сюжет «падшая женщина», беллетристика, Н. А. Некрасов, Ф. М. Достоевский, Н. Г. Чернышевский, plot “the fallen woman”, belles-lettres, N. A. Nekrasov, F. M. Dostoevsky, N. G. Chernyshevsky
Открыть полный текст статьи в формате PDF. Бесплатный просмотрщик PDF-файлов можно скачать здесь.
Список литературы:
Альтман М. С. Достоевский и роман А. Дюма «Дама с камелиями» // Международные связи русской литературы: сб. ст. / под ред. акад. М. П. Алексеева. М. - Л.: Изд-во АН СССР, 1963.
Вдовин А. В. Как писалась биография «Новых людей»: Н. Добролюбов в беллетристике Н. Г. Чернышевского // Труды по русской и славянской филологии. Литературоведение. Тарту, 2009. Вып. VII (Новая серия).
Виноградова О. Н. Эволюция образа Екатерины Масловой в романе Л. Н. Толстого «Воскресение»: от падшей женщины до «очеловеченного» Христа // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2019. Т. 12. Вып. 8.
Гинзбург Л. Я. Литература в поисках реальности. Л.: Советский писатель. Ленинградское отделение, 1987.
Горбовская С. Г. Образ камелии во французской литературе XIX века: от Камиллы Мопен к Маргарите Готье // Древняя и новая Романия. 2017. № 20.
Гроссман Л. П. Достоевский. М.: Молодая гвардия, 1962.
Евгеньев-Максимов В. Е. «Современник» в 40-50 гг. От Белинского до Чернышевского. Л.: Изд-во писателей Ленинграда, 1934.
Зимина Н. Ю. Образ падшей женщины в раннем творчестве Ф. М. Достоевского // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2015. № 12-2 (54).
Кафанова О. Б. Жорж Санд и русская литература XIX века (мифы и реальность), 1830-1860. Томск: Изд-во ТПГУ, 1998.
Кибальник С. А. «Дама с камелиями» Александра Дюма-сына и творчество Достоевского (от круга чтения к стратегиям письма) // Культура и текст. 2016. № 3 (26).
Кибальник С. А. Проблемы интертекстуальной поэтики Достоевского. СПб.: Петрополис, 2013.
Кийко Е. И. Комментарии // Достоевский Ф. М. Полное собрание сочинений: в 30-ти т. Л.: Наука, 1973. Т. 5.
Кладова Н. А. Ф. М. Достоевский и Н. А. Некрасов. Творческий диалог: автореф. дисс. … к. филол. н. Кострома, 2009.
Краснов Г. В. Сюжеты русской классической литературы. Коломна, 2001.
Левитан Л. С., Цилевич Л. М. Сюжет в художественной системе литературного произведения. Рига: Зинатне, 1990.
Лотман Ю. М. Происхождение сюжета в типологическом освещении // Лотман Ю. М. Статьи по типологии сюжета. Тарту, 1973.
Масеева В. Н. Образ падшей женщины в отечественной литературе и публицистике: к истории вопроса // Известия Уральского федерального университета. Серия 1 «Проблемы образования, науки и культуры». 2012. Т. 98. № 1.
Масеева В. Н. Образ падшей женщины в творчестве Ф. М. Достоевского // Филологический журнал. 2011. № 1 (18).
Мельникова Н. Н. Архетип грешницы в русской литературе конца XIX - начала XX века: дисс. … к. филол. н. М., 2011.
Мельникова Н. Н. Метаморфозы образа падшей женщины в русской и латиноамериканской литературах // Вестник Московского университета. Серия 9 «Филология». 2009. № 6.
Налетова В. С., Татарникова Л. Р. Эволюция образа «падшей женщины» в английской литературе // Вопросы филологии и переводоведения: направления и тенденции современных исследований: сб. науч. ст. по мат. XVI междунар. науч.-практ. конф. / отв. ред. Н. В. Кормилина, Н. Ю. Шугаева. Чебоксары, 2019.
Паперно И. Семиотика поведения: Николай Чернышевский - человек эпохи реализма. М.: Новое литературное обозрение, 1995.
Печерская Т. И. Метаморфозы сюжетной ситуации «соблазненная и покинутая» // Русская драма и литературный процесс: сб. ст. к 75-летию А. И. Журавлёвой. М.: Совпадение, 2013.
Рейфилд Д. Дама с камелиями у Дюма и Достоевского: от почести к бесчестию // Филологические записки: вестник литературоведения и языкознания. 1996. Вып. 6.
Тамарченко Е. Г. «Что делать?» и русский роман шестидесятых годов // Чернышевский Н. Г. Что делать? Л.: Наука, 1975.
Томашевский Б. В. Теория литературы. Поэтика / вступит. ст. Н. Д. Тамарченко; коммент. С. Н. Бройтмана при участии Н. Д. Тамарченко. М.: АСПЕКТ-ПРЕСС, 1996.
Шувалова З. Г. Эволюция падшей женщины в литературе // Современная наука: проблемы и перспективы: сб. ст. XV междунар. науч.-практ. конф. Ставрополь: Логос, 2018.
Якубович И. Д. Комментарии // Достоевский Ф. М. Полное собрание сочинений: в 30-ти т. Л.: Наука, 1979. Т. 19.