Специфика художественного пространства в цикле В. Д. Колупаева «Капитан Громовержца» (1982)
Морозова Инна Викторовна
Томский государственный университет
Дата поступления рукописи в редакцию: 31.10.2022
Аннотация. Статья посвящена изучению творчества томского писателя-фантаста, члена Союза писателей СССР Виктора Дмитриевича Колупаева (1936-2001). Цель исследования - выявление особенностей репрезентации категории художественного пространства в поэтике малой прозы фантаста на материале цикла «Капитан Громовержца» (1982). Научная новизна работы заключается в изучении произведений малой прозы В. Д. Колупаева с точки зрения ее пространственно-временной организации, а также в привлечении в качестве материала исследования ранее не изученного цикла. В статье проанализирован основной художественный пространственный образ - космический. В результате выявлено использование традиционного для научной фантастики образа космоса как Чужого, служащего для раскрытия духовно-нравственной проблематики. Имагологическое содержание выражается за счёт изображения космического пространства. Хронотоп, система персонажей, ономастика цикла способствуют познанию себя сквозь призму Другого. Выявлено, что категория художественного пространства репрезентует специфику индивидуально-авторской картины мира, заключающейся в соединении лирического и твердого типов научно-фантастической литературы с целью изображения волнующего писателя круга социальных проблем.
Ключевые слова и фразы: советская фантастика, художественное пространство, Виктор Колупаев, цикл «Капитан Громовержца», космическое пространство, Soviet science fiction, fictional space, Viktor Kolupaev, cycle “Captain of the Thunderer”, outer space
Открыть полный текст статьи в формате PDF. Бесплатный просмотрщик PDF-файлов можно скачать здесь.
Список литературы:
Бахтин М. М. Вопросы литературы и эстетики. Исследования разных лет. М.: Художественная литература, 1975.
Горшенин А. В. Обыкновенное чудо: сибирские огни. 2001. URL: http://www.sibogni.ru/content/obyknovennoe-chudo
Гусева А. Ю. К вопросу о философии фантастики // Studia culturae. 2014. № 19.
Калинюк Е. А. Описание пространства в научно-фантастическом тексте // Записки з романо-германської філології = Writings in Romance-Germanic Philology. 1999. Вып. 4.
Кикенова Б. Н. Фантастика и реальность в прозе: функции хронотопа в повести братьев Стругацких «Улитка на склоне» // Слово - образ - речь: грани филологического анализа художественного произведения / науч. ред. И. Г. Минералова, К. Р. Нургали. Ярославль: Литера, 2017.
Колупаев В. Д. Пространство и время для фантаста. Томск, 1994.
Лотман Ю. М. В школе поэтического слова: Пушкин, Лермонтов, Гоголь. М.: Просвещение, 1988.
Майорова Д. А., Осьмухина О. Ю. Специфика конструирования фантастического мира в повести И. Ефремова «Сердце змеи» // Art logos. Искусство слова. 2018. № 1 (3).
Майорова Д. А., Осьмухина О. Ю. Специфика конструирования фантастического мира в романе И. Ефремова «Час Быка» // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2020. Т. 13. Вып. 1.
Морозова И. В. Городские топосы как переводческая проблема: образы Томска в рассказе В. Колупаева «Газетный киоск» и его переводах // Актуальные проблемы лингвистики и литературоведения: сб. мат. VI (XX) междунар. науч.-практ. конф. молодых ученых (г. Томск, 18-19 апреля 2019 г.). Томск: STT, 2020. Вып. 20.
Морозова И. В. Категория времени как основа архитектоники программного цикла В. Д. Колупаева «Жизнь как год» (1982) // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2022. Т. 15. Вып. 5. DOI: 10.30853/phil20220231
Морозова И. В. Художественное пространство и время в повести В. Д. Колупаева «Качели Отшельника» // Актуальные проблемы лингвистики и литературоведения: сб. мат. VIII (XXII) междунар. науч.-практ. конф. молодых ученых (г. Томск, 15-17 апреля 2021 г.). Томск, 2021. Вып. 22.
Московкина Е. А. Погружение против возвышения: специфика хронотопа ранних рассказов И. А. Ефремова // Культура и текст. 2019. № 3 (38).
Надежкина Т. О. Мифопоэтическая организация трилогии А. и Б. Стругацких «Обитаемый остров», «Жук в муравейнике», «Волны гасят ветер»: дисс. … к. филол. н. Владивосток, 2008.
Неёлов Е. М. Волшебно-сказочные корни научной фантастики. Л.: Издательство Ленинградского университета, 1986.
Никиенко И. В. Вода как онтологическая и гносеологическая среда: особенности художественной адаптации философского концепта «первоначало» в «Сократе Сибирских Афин» В. Д. Колупаева // Вестник Томского государственного университета. Филология. 2013. № 1 (21).
Никиенко И. В. Дискурсивное синтезирование концепта «Апейрон» в «Сократе Сибирских Афин» В. Д. Колупаева: «афинский» слой // Сибирский филологический журнал. 2014а. Вып. 4.
Никиенко И. В. Персонализация институционального как дискурсивная стратегия фантаста (на материале поздней прозы В. Д. Колупаева) // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2014b. Вып. 10 (151).
Никиенко И. В. «Пушкинский текст» в «Сократе Сибирских Афин» В. Д. Колупаева // Сибирский филологический журнал. 2012. № 4.
Осипов А. Н. Случится же с человеком такое! 1988. URL: http://www.fandom.ru/about_fan/osipov_03_3_2.htm
Путило О. О. Топос космического пространства в фантастической литературе // Известия Южного федерального университета. Филологические науки. 2015. № 3.
Рыбальченко Т. Л. Проза из Сибирских Афин // Виктор Дмитриевич Колупаев: биобиблиографический указатель / сост. и авт. предисл. А. В. Яковенко; ред. С. С. Быкова. Томск, 2005.
Серов Н. В. Символика цвета. СПб.: Страта, 2019.
Старцев Д. И. Творчество А. Р. Беляева и традиции научно-фантастической прозы в русской литературе второй половины XX в.: дисс. … к. филол. н. Саранск, 2021.
Хоруженко Т. И. Принудительное счастье космической колонизации: советский проект в научной фантастике // Quaestio Rossica. 2019. Т. 7. № 3.
Чигиринская О. А. Фантастика как способ организации хронотопа. 2008. URL: http://heartofsword.eu/statya/fantastika-kak-sposob-organizacii-hronotopa
Эверстов М. С. Особенности построения хронотопа в романах Стругацких («Полдень, XXII век», «Град обреченный») // Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2016. № 2.