Образ авантюристки в романе Дафны дю Морье «Мери Энн»
Вафина Алсу Хадиевна
Казанский федеральный университет
Дата поступления рукописи в редакцию: 14.10.2022
Аннотация. Цель исследования - определить психологические приемы в раскрытии женского образа в романе Дафны дю Морье «Мери Энн» (1954). Главная героиня произведения - реальное историческое лицо, прабабушка писательницы Мери Энн Кларк. История Мери Энн, известной куртизанки, фаворитки брата короля, герцога Йоркского, в изложении Дафны дю Морье являет собой реализацию сюжета манипуляции. Дафна дю Морье представляет увлекательную историю зависимости политической системы Англии конца XVIII - начала XIX в. от азартной игры женщины. Придворные интриги, политические распри умело вплетаются в повествование о взлете и падении Мери Энн. Научная новизна исследования определяется в методологии исследования. Автор статьи выявляет специфику авторского стиля в представлении исторического материала в жанре художественной беллетристики. Соотношение исторического и художественного составляет основу филологического анализа. В результате исследования доказано, что отсутствие в женском письме субъективно маркированного однозначного осмысления роли женщины в обществе позволяет автору представить оценку одного и того же исторического факта с разных ракурсов. Этой же цели служит вплетение в традиционный сюжет манипуляции повествовательных элементов, свойственных жанру детектива. Смена семантических доминант в тексте дает Дафне дю Морье возможность воспроизвести неповторимый художественный образ, который далек от однозначной трактовки.
Ключевые слова и фразы: образ авантюристки, английская литература, женская проза, Дафна дю Морье, психологизм, image of an adventuress, English literature, women’s prose, Daphne du Maurier, psychologism
Открыть полный текст статьи в формате PDF. Бесплатный просмотрщик PDF-файлов можно скачать здесь.
Список литературы:
Брандт Г. А. Философская антропология феминизма. Природа женщины. СПб.: Алетейа, 2006.
Емельянова К. Саспенс в романах и рассказах Дафны дю Морье // Эстезис. 2016. № 7.
Зиннатуллина З. Р., Хабибуллина Л. Ф. «Корнуоллский миф» в романе Дафны дю Морье «Правь, Британия!» // Филология и культура. 2016. № 1.
Приказчикова Е. Е. Репрезентация образов «женщин Фортуны» в русской литературе XVIII в. // Дергачевские чтения - 2011. Русская литература: национальное развитие и региональные особенности: мат. X всерос. науч. конф.: в 3-х т. Екатеринбург, 2012. Т. 1.
Терпак М. А. Английский лингвокультурный концепт СЕМЬЯ и способы отражения его коннотативного содержания в языке: на материале семантического поля «Родственные отношения»: автореф. дисс. … к. филол. н. Самара, 2006.
Титарева Л. Д. Женская проза как феномен современной российской культуры (на примере Забайкальского края): дисс. … к. культ. Чита, 2015.
Эти загадочные англичанки / сост. Е. Н. Тогузова. Н. Новгород, 2014.
Яныкина А. Н. Феноменология фемининности: социально-философский дискурс проблемы: автореф. дисс. … к. филос. н. Казань, 2005.
Belkadi O. Jamaica Inn: A Reflection of Daphne du Maurier’s Cornwall. 2016. URL: https://terresdecrivains.com/Jamaica-Inn-A-Reflection-of-Daphne
Turner K. Daphne du Maurier’s Mary Anne: Rewriting the Regency Romance as Feminist History // University of Toronto Quarterly. 2017. Vol. 86.
Zinnatullina Z. R., Vafina A. H. Influence of William Thackeray on the Character System of Julian Fellowes’ Snobs // Life Science Journal. 2014. Vol. 11. Iss. 4.