Цветовые номинации в китайских поэтических текстах эпохи Тан
Попова Ольга Александровна, Григорова Елена Алексеевна, Омарова Лейла Алакберовна
Санкт-Петербургский университет МВД России
Администрация г. Ростова-на-Дону
Дата поступления рукописи в редакцию: 11.08.2022
Аннотация. Цель исследования состоит в определении роли цветообозначений в китайской поэзии эпохи Тан (VII-X вв.). Научная новизна работы заключается в том, что в ней впервые проводится анализ основных цветовых номинаций в китайских поэтических текстах эпохи Тан, определяется, что поэты данного периода используют цветообозначения не только для передачи традиционных для китайской культуры смыслов, но и для выражения авторской индивидуальности и собственного мироощущения. В результате доказывается, что в китайской поэзии эпохи Тан цветовые номинации могут передавать широкий спектр значений, часто диаметрально противоположных. Наиболее распространенными цветообозначениями в поэзии данного периода являются белый и сине-зеленый, свидетельствующие о важности для поэтов тем духовного прозрения и обновления жизни.
Ключевые слова и фразы: китайская поэзия эпохи Тан, китайская лингвокультура, цветообозначение, цвет, символика, Chinese poetry of the Tang era, Chinese linguoculture, colour term, colour, symbolism
Открыть полный текст статьи в формате PDF. Бесплатный просмотрщик PDF-файлов можно скачать здесь.
Список литературы:
Богушевская В. А. Семантика цветонаименований в китайском языке (универсальное и национальное): автореф. дисс. … к. филол. н. М., 2008.
Вежбицкая А. Обозначения цвета и универсалии зрительного восприятия // Вежбицкая А. Язык. Культура. Познание. М., 1996. URL: http://www.philology.ru/linguistics1/wierzbicka-96b.htm
Гао Хайянь. Лингвострановедческий анализ русской лексики цветообозначения: на фоне китайского языка: дисс. … к. филол. н. СПб., 1999.
Карапетьянц A. M. Теория «пяти элементов» и китайская концептуальная протосхема // Вестник Московского университета. Серия «Востоковедение». 1994. № 1.
Кульпина В. Г. Теоретические аспекты лингвистики цвета как научного направления отечественного языкознания: автореф. дисс. … д. филол. н. М., 2002.
Лю Уян. Значение красного цвета в эпоху династии Тан // Актуальные проблемы искусства: история, теория, методика: сб. тр. конф. Мн., 2020.
Ма Ли. Символика цвета в живописи Китая // Универсальное и национальное в культуре: сб. науч. ст. Мн., 2012. URL: https://elib.bsu.by/bitstream/123456789/24410/1/348-353.pdf
Сунь Умэн, Ма Линь. Красный цвет в китайских и русских литературных произведениях // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2020. № 4-3.
У Пэйхуа. Семантика цветообозначений в китайской и русской лингвокультурах: автореф. дисс. … к. филол. н. М., 2021.
Цао Цзинсянь. Феномен цвета в русской и китайской языковой картине мира // Современные гуманитарные исследования. 2010. № 1 (32).
Чжао Хэпин. Сравнительные лингвокультурные характеристики цветообозначений в российской и китайской культурах // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия «Гуманитарные науки». 2019. № 10.
Чэнь Си. Переносные значения слов-цветообозначений в устойчивых сочетаниях китайского языка в сопоставлении с русским языком: автореф. дисс. … к. филол. н. М., 1991.
Шевчук О. П. Цветообозначения китайского языка, их особенности и национально-культурная специфика: автореф. дисс. … к. филол. н. М., 2005.
Эйдлин Л. З. Танская поэзия // Поэзия эпохи Тан (VII-X вв.) / пер. с кит.; сост. и вступит. ст. Л. З. Эйдлина. М., 1987.