Гудин Денис Сергеевич
Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина
Дата поступления рукописи в редакцию: 03.07.2021
Аннотация. Цель исследования - определить роль традиционных приёмов (принципов) кинематографа, таких как монтаж, фокализация, чередование планов и др., в организации художественной системы романов Е. Г. Водолазкина. Научная новизна работы заключается в комплексном изучении визуальной поэтики произведений Водолазкина, в том числе романов "Брисбен" (2018) и "Оправдание Острова" (2020), ещё не получивших достаточной научной рецепции. Детально рассматривается композиционное и идейное значение монтажа для организации внутритекстового и межтекстового пространства романов. В результате было установлено, что кинематографичность, визуальная насыщенность, зримость текста - одни из наиболее важных особенностей авторского художественного метода .
Ключевые слова и фразы: Е. Г. Водолазкин, литературная кинематографичность, монтаж, интермедиальность, русская литература, E. G. Vodolazkin, literary cinematographicity, montage, intermediality, Russian literature
Открыть полный текст статьи в формате PDF. Бесплатный просмотрщик PDF-файлов можно скачать здесь.
Список литературы:
Васиярова О. А. Визуализация в прозе Д. И. Рубиной ХХI века: "Холодная весна в Провансе", "Окна": автореф. дисс. … к. филол. н. М., 2019. 18 с.
Водолазкин Е. Г. Авиатор. М.: АСТ, 2017. 410 с.
Водолазкин Е. Г. Брисбен. М.: АСТ, 2019. 410 с.
Водолазкин Е. Г. Лавр. М.: АСТ, 2015. 440 с.
Водолазкин Е. Г. Оправдание Острова. М.: АСТ, 2021. 405 с.
Генис А. А. Довлатов и окрестности. М.: Вагриус, 2004. 286 с.
Горький М. Собрание сочинений: в 30-ти т. М.: Государственное издательство художественной литературы, 1953. Т. 23. 463 с.
Драч И. Г. Поэтика романа-монтажа: на материале американской, немецкой и русской литератур: автореф. дисс. … к. филол. н. М., 2013. 22 с.
Евгений Водолазкин подписал контракт на экранизацию своего романа [Электронный ресурс]. URL: https://teletype.in/@vodolazkin/evgenij-vodolazkin-podpisal-kontrakt-na-ekranizaciyu-svoego-romana (дата обращения: 02.07.2021).
Журавель О. Д. Визуальная поэтика Евгения Водолазкина // Знаковые имена современной русской литературы. Евгений Водолазкин / под ред. А. Скотницкой, Я. Свежего. Краков: Wydawnictwo Uniwersytetu Jagiello?skiegozut, 2019. С. 97-108.
Кино: энциклопедический словарь / под ред. С. И. Юткевича. М.: Сов. энциклопедия, 1987. 832 с.
Куряев И. Р. Кинематографичность отечественной прозы рубежа XX-XXI веков: дисс. … к. филол. н. Саранск, 2021. 342 с.
Левина Т. В. Эссенциализм киноавангарда // Идеи и идеалы. 2012. № 4. С. 159-174.
Лихачёв Д. С. Поэтика древнерусской литературы. Л.: Художественная литература, 1979. 415 с.
Мартьянова И. А. Кинематографичность литературного текста (на материале современной русской прозы) // Вестник Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета. 2017. № 1. С. 136-141.
Мартьянова И. А. Киновек русского текста: парадокс литературной кинематографичности. СПб.: Сага, 2001. 224 с.
Набоков В. В. Русский период. Собрание сочинений: в 5-ти т. СПб.: Симпозиум, 2009. Т. 2. 784 с.
Немцев М. В. Стилевые приемы кинематографа в литературе русского зарубежья первой волны: автореф. дисс. … к. филол. н. М., 2004. 22 с.
По "Авиатору" снимут полнометражный фильм [Электронный ресурс]. URL: https://evgenyvodolazkin.ru/po-aviatoru-snimut-polnometrazhnyj-film (дата обращения: 02.07.2021).
Раппапорт А. Г. К пониманию поэтического и исторического смысла монтажа // Монтаж: литература, искусство, театр, кино / под ред. Б. В. Раушенбаха; сост. М. Б. Ямпольский. М.: Наука, 1988. С. 14-22.
Сорокина Н. В. Романистика Л. М. Леонова: структурно-типологическая парадигма: автореф. дисс. … д. филол. н. Тамбов, 2006. 52 с.
Тарнаруцкая Е. В. Монтаж и фрагментарная проза: к вопросу о разграничении техник // Известия Самарского научного центра РАН. 2012. № 2-1. С. 230-234.
Тынянов Ю. Н. Поэтика. История литературы. Кино. М.: Наука, 1977. 577 с.
Шкловский В. Б. Энергия заблуждения: книга о сюжете. М.: Советский писатель, 1981. 352 с.
Эйзенштейн С. М. Избранные произведения: в 6-ти т. М.: Искусство, 1964. Т. 2. 588 с.
Эйзенштейн С. М. Монтаж. М.: Музей кино, 2000. 592 с.