Экспрессионизм в литературе конца ХХ века: Петер Туррини, драма "Всё, наконец"
Радаева Элла Александровна
Самарский государственный социально-педагогический университет
Дата поступления рукописи в редакцию: 08.02.2021
Аннотация. Цель исследования - на примере пьесы П. Туррини "Всё, наконец" доказать влияние эстетики экспрессионизма на современную литературу. Статья содержит анализ художественного произведения сквозь призму экспрессионистского метода. Полученные результаты: выделяются характерные для экспрессионизма парадигма "свет - тьма", "хронотоп петли", проблема очуждения личности (мироотрицание, переходящее в самоотрицание героя). Научная новизна: ранее творчество П. Туррини рассматривалось преимущественно в рамках поэтики "Schocktheater", а также с точки зрения психологии (немецкими театральными критиками), с позиции социальной проблематики (переосмысление наследия Второй мировой войны), но о пьесе как о собственно экспрессионистской драме заявлено не было.
Ключевые слова и фразы: Петер Туррини, экспрессионизм, "Всё, наконец", "Endlich Schluss", "Enough", Peter Turrini, expressionism
Открыть полный текст статьи в формате PDF. Бесплатный просмотрщик PDF-файлов можно скачать здесь.
Список литературы:
Бенн Г. Синтез // Сумерки человечества. Лирика немецкого экспрессионизма: антология / сост. В. Топоров. М.: Московский рабочий, 1990.
Гвоздев А. Театр послевоенной Германии. Л. - М.: Художественная литература, 1933. 190 с.
Ефименко Е. Немецкоязычная литература Австрии, или Своеобразие австрийской прозы второй половины ХХ века // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2013. № 1 (19). С. 80-82.
Ковтун Н. В., Ларина М. В. Переосмысление наследия Второй мировой войны в австрийской литературе конца ХХ века // Гуманитарный вектор. 2020. Т. 15. № 1. С. 49-59.
Копелев Л. Драматургия немецкого экспрессионизма // Экспрессионизм: сборник статей. М.: Наука, 1966. С. 36-83.
Макарова Г. Театр и экспрессионизм // Словарь экспрессионизма / под ред. П. М. Топера. М.: ИМЛИ РАН, 2008. С. 547-552.
Мартынова О. Драма возвещения // Словарь экспрессионизма / под ред. П. М. Топера. М.: ИМЛИ РАН, 2008. С. 204-205.
Мартынова О. Драма преображения // Словарь экспрессионизма / под ред. П. М. Топера. М.: ИМЛИ РАН, 2008. С. 205-206.
Мацевич А. А. Свет - тьма // Словарь экспрессионизма / под ред. П. М. Топера. М.: ИМЛИ РАН, 2008. С. 504-506.
Недошивин Г. Проблема экспрессионизма // Экспрессионизм: сборник статей. М.: Наука, 1966. С. 8-35.
Радаева Э. А. Экспрессионистский хронотоп и феномен гештальтпсихологии в "рабочем романе" Австрии (М. Шаранг "Сын батрака") [Электронный ресурс] // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки. 2018. Т. 20. № 1. С. 81-85. URL: http://www.ssc.smr.ru/media/journals/izvestia_hum/2018/2018_1_81_85.pdf (дата обращения: 05.02.2020).
Туррини П. Всё, наконец [Электронный ресурс]: монолог / пер. с нем. Л. Бухова. URL: http://lib.ru/PXESY/TURRINI/turrini.txt (дата обращения: 05.02.2020).
Beyer I. Die K?nstler und der Sozialismus. Berlin: Dietz Verlag, 1963. 229 S.
Pressestimmen [Электронный ресурс] / JETZT M?SSEN WIR ZUSAMMENSTEHEN. JOSEFSTADT MIT M?GLICHST VIEL ABSTAND. URL: https://www.josefstadt.org/programm/stuecke/archiv-19981999-20182019/stueck/endlich-schluss.html (дата обращения: 05.02.2020).