"Если бы математически доказали вам, что истина вне Христа...": проблема истины и зла у Достоевского и Шекспира
Ковалевская Татьяна Вячеславовна
Российский государственный гуманитарный университет
Дата поступления рукописи в редакцию: 27.10.2021
Аннотация. Цель исследования - предложить толкование загадочного "символа веры" Достоевского, где истина отделяется от Бога (Христа), путем прочтения этого credo в контексте гносеологической проблематики Нового времени, воплощенной в "Гамлете" Уильяма Шекспира, и развития науки в XIX в. Научная новизна исследования состоит в том, что оба варианта символа веры Достоевского контекстуализируются в рамках средневековой номиналистской западноевропейской теологии и мировоззрения Нового времени и одновременно сопоставляются с последствиями, которые имело для гносеологии создание неевклидовой геометрии. Это позволяет увидеть в "символе веры", особенно в версии "Бесов", продолжение процесса отделения истины как доказуемого положения от истины как бо¬жественного качества. Этот процесс начался в средневековой теологии и, как мы утверждаем, нашел самое известное художественное воплощение в "Гамлете". В результате в статье показывается, что бого¬словствование Достоевского исходит не только из мистического религиозного опыта, но и из строгой схоластический теологии и ее преломлений в западноевропейской литературе.
Ключевые слова и фразы: спор об универсалиях, трагедия "Гамлет", теологическая и "натуральная" истины, Н. И. Лобачевский, Ф. М. Достоевский, debate on universals, tragedy "Hamlet", theological and "natural" truths, N. I. Lobachevsky, F. M. Dostoevsky
Открыть полный текст статьи в формате PDF. Бесплатный просмотрщик PDF-файлов можно скачать здесь.
Список литературы:
Ад. История идеи и ее земные воплощения / ред. С. Брюс. М.: Альпина нон-фикшн, 2021.
Богословие Достоевского / отв. ред. Т. А. Касаткина. М.: ИМЛИ РАН, 2021.
Васильев А. Николай Иванович Лобачевский. Речь, произнесенная в торжественном собрании Императорского Казанского университета 22 октября 1893 г. Казань: Типо-Литография Имп. ун-та, 1894.
Гайденко П. П. Волюнтативная метафизика и новоевропейская культура // Три подхода к изучению культуры. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1997.
Достоевский Ф. М. Полное собрание сочинений: в 30-ти т. Л.: Наука, 1972-1990.
Кантор В. К. Гамлет как "христианский воин" // Вопросы философии. 2008. № 5.
Степанян К. А. Шекспир, Бахтин и Достоевский: герои и авторы в большом времени. М.: Глобал ком; Языки славянской культуры, 2016.
Шекспир У. Гамлет // Весь Шекспир: в 2-х т. М.: Олма-пресс, 2000. Т. 2.
Шекспир У. Король Лир / пер. А. Дружинина. 2001. URL: http://lib.ru/SHAKESPEARE/shks_lear4.txt
Bowers F. Elizabethan Revenge Tragedy, 1587-1642. Princeton, 1966.
Buchanan C. Historical Dictionary of Anglicanism. Lanham - Toronto - Oxford: Scarecrow Press, 2006.
Hunter R. G. Shakespeare and the Mystery of God’s Judgments. Athens: University of Georgia Press, 1976.
Milward P. Catholicism of Shakespeare’s Plays. Southampton, 1997.
Mutschmann H., Wentersdorf K. Shakespeare and Catholicism. N. Y., 1952.