Особенности образной и композиционной структуры рассказа А. П. Чехова "Новая дача"
Новикова Альбина Алексеевна, Головнёва Юлия Владимировна
Филиал Дальневосточного федерального университета в г. Уссурийске (Школа педагогики)
Дата поступления рукописи в редакцию: 08.07.2020
Аннотация. Цель исследования - выявить основные принципы сюжетно-композиционного построения рассказа А. П. Чехова "Новая дача", рассмотреть своеобразие внутреннего мира чеховских героев, художественную структуру рассказа, описать отношение "маленького человека" и человека вообще к жизненным и нравственным ценностям. Научная новизна исследования заключается в своеобразной интерпретации сюжетно-композиционных приёмов, а также языковых и стилевых особенностей рассказа. Впервые дан целостный анализ произведения посредством описательного и текстологического анализа, обусловленного спецификой системы образов и поэтики повествования. В результате была выявлена авторская позиция Чехова в направлении художественного новаторства в рассказе "Новая дача", определены особенности художественной организации текста в реализации композиционных приёмов в повествовании.
Ключевые слова и фразы: Чехов, рассказ, сюжет, композиция, изобразительно-выразительные средства, язык и стиль, A. P. Chekhov, story, plot, composition, figurative expressive means, language and style
Открыть полный текст статьи в формате PDF. Бесплатный просмотрщик PDF-файлов можно скачать здесь.
Список литературы:
Бердников Г. П. А. П. Чехов. Идейные и творческие искания. Изд-е 3-е, дораб. М.: Худож. лит., 1984. 511 с.
Бялый Г. А. Русская проза второй половины ХIХ века. Л.: Наука, 1973. 295 с.
Волков И. Ф. Теория литературы [Электронный ресурс]. URL: http://topuch.ru/uchebnoe-posobie-dlya-studentov-i-prepodavatelej-moskva--prosv/index23.html#pages (дата обращения: 10.05.2020).
Есин А. Б. Принципы и приёмы анализа литературного произведения: учебное пособие. Изд-е 2-е, испр. М.: Флинта; Наука, 1999. 248 с.
Катаев В. Б. Натурализм на фоне реализма // Катаев В. Б. Чехов плюс… Предшественники, современники, преемники. М.: Языки славянской культуры, 2004. С. 205-241.
Моргулёва О. М. Формы авторского повествования в прозе Чехова конца 80-х - 900-х гг. [Электронный ресурс]. URL: https://www.dissercat.com/content/formy-avtorskogo-povestvovaniya-v-proze-ap-chekhova-kontsa-80-kh-900-kh-gg.pdf (дата обращения: 08.06.2020).
Новикова А. А. А. М. Горький и А. П. Чехов // Научные исследования и их практическое применение. Современное состояние и пути развития - 2014: материалы Международной научно-практической интернет-конференции. Одесса, 2014. Вып. 3 (36). Т. 20. Философия и филология. С. 68-76.
Новикова А. А. Идеальный герой в представлении И. Н. Потапенко (по роману "Не герой") // International Scientific and Practical Conference "World Science". 2016. Vol. 5. № 9 (13). P. 39-44.
Новикова А. А. Изучаем русскую литературу. А. П. Чехов (из опыта работы с иностранными студентами) // Русский язык и литература в пространстве АТР и стран Юго-Восточной Азии: сборник научных трудов по материалам Международного научного форума. Тайвань: Издательство факультета русского языка и литературы ТКУ, 2017. № 2. С. 55-65.
Паркачёва В. Л. Проза А. П. Чехова 1888-1904 годов (проблема парадоксального авторского мышления) [Электронный ресурс]. URL: http://www.dslib.net/russkaja-literatura/proza-a-p-chehova-1888-1904-godov.html (дата обращения: 12.07.2020).
Полоцкая Э. А. Внутренняя ирония в рассказах и повестях Чехова // Мастерство русских классиков: сборник статей. М.: Советский писатель, 1969. С. 438-492.
Чехов А. П. Собрание сочинений: в 15-ти т. М.: ТЕРРА, 1999. Т. 11. Рассказы 1896-1903. Статьи, рецензии, заметки. 383 с.
Чудаков А. П. Поэтика Чехова. М.: Наука, 1971. 291 с.