Функциональная специфика скульптурного экфрасиса в романе Р. Д. Харриса "Очищение"
Щемелева Елена Борисовна
Московский педагогический государственный университет
Дата поступления рукописи в редакцию: 02.06.2020
Аннотация. Статья посвящена анализу функциональной специфики природы скульптурного экфрасиса в романе Р. Д. Харриса "Очищение", объектом для которого послужила статуя Венеры Милосской. О научной новизне работы свидетельствует факт отсутствия как в западном, так и в отечественном литературоведении исследований, связанных с изучением в творчестве Р. Д. Харриса функциональной природы экфрасиса. В связи с этим целью работы является получение выявленных в процессе анализа назначений стилистических приемов, задействованных автором в выбранном экфрастическом описании. Полученные результаты показали, что статуарный образ Венеры Милосской, дополняя исторический портрет Аурелии Котты, раскрывает поведенческие особенности женского образа в контексте поэтики постмодернистской прозы.
Ключевые слова и фразы: скульптурный экфрасис, экфрастическая экспозиция, композиционная функция, характерологическая функция, мотив двойничества, Аурелия Котта, Венера Милосская, Р. Д. Харрис, sculptural ekphrasis, ekphrastic exposition, compositional function, characterological function, duality motif, Aurelia Cotta, Venus de Milo, R. D. Harris
Открыть полный текст статьи в формате PDF. Бесплатный просмотрщик PDF-файлов можно скачать здесь.
Список литературы:
Агафонова Е. Е. Динамика представлений о женской самоидентификации: от модернизма к постмодернистскому феминизму // Вестник Российского университета дружбы народов. 2009. № 3. С. 13-19.
Бочкарева Н. С. Функции живописного экфрасиса в романе Грегори Норминтона "Корабль дураков" // Вестник Пермского университета. 2009. Вып. 6. С. 81-92.
Бочкарева Н. С. Экфрастическая экспозиция в романе Дж. Барнса "Метроленд" // Вестник Пермского университета. 2012. Вып. 3 (19). С. 161-170.
Бочкарева Н. С., Графова О. И. Экфрастическая экспозиция в романе А. С. Байетт "Натюрморт" // Вестник Пермского университета. 2014. Вып. 4 (28). С. 186-199.
Джумайло О. А. Двойничество персонажей как ресурс постмодернистской исповедальности: роман Мартина Эмиса "Информация" // Вестник Пермского университета. 2010. Вып. 6 (12). С. 163-171.
Дячук Т. В. Статуарный образ Венеры в русской литературе 1880-1890 гг. (Д. С. Мережковский и Г. И. Успенский) // Вестник Московского государственного областного университета. 2019. № 1. С. 80-88.
Коновалова О. А. Ироническая стратегия постмодерна в отношении дискурса // Вестник Кузбасского государственного технического университета. 2006. № 4. С. 152-155.
"Невыразимо выразимое": экфрасис и проблемы репрезентации визуального в художественном тексте / сост. и науч. ред. Д. В. Токарева; Институт русской литературы (Пушкинский дом) Российской академии наук. М.: Новое литературное обозрение, 2013. 572 с.
Пономаренко Е. О. Экфрастическая экспозиция в пьесе О. Уайльда "Идеальный муж" // Актуальные вопросы филологической науки XXI века: сборник статей по материалам III Всероссийской научной конференции молодых ученых с международным участием (8 февраля 2013 г.): в 2-х ч. Екатеринбург: УрФу, 2013. Ч. 2. С. 170-177.
Постнова Е. А. Экфрасис в творчестве В. А. Каверина 1960-1970-х гг.: дисс. … к. филол. н. Пермь, 2012. 169 с.