Специфика внутреннего сюжета в драме в стихах "Долина Кёряйи" И. Гоголева
Кириллина Мария Афанасьевна
Институт гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера Сибирского отделения Российской академии наук
Дата поступления рукописи в редакцию: 15.06.2020
Аннотация. Цель исследования - выявить особенности внутреннего сюжета в тексте стихотворной драмы народного писателя Якутии И. Гоголева "Долина Кёряйи". На основе анализа сюжетостроения драмы в стихах выявляются концепты, "случайные реплики", рассматриваются сквозные образы и мотивы, которые служат раскрытию внутреннего сюжета в драме. В тексте также определяется функция хора как один из аспектов выявления сквозных мотивов в творчестве поэта-драматурга. Научная новизна исследования заключается в системном анализе "драмы поэта" как жанрового образования на материале якутского писателя. В результате доказано, что внутренний сюжет, связанный с лирическим началом и формой выражения авторского сознания, является одним из жанрообразующих признаков "драмы поэта".
Ключевые слова и фразы: якутская драматургия, "драма поэта", лирическое начало, внутренний сюжет, подтекст, сквозные образы и мотивы, "случайные реплики", концепты, И. Гоголев, Yakut dramaturgy, "poet’s drama", lyrical element, inner story, subtext, recurrent images and motives, "random replicas", concepts, I. Gogolev
Открыть полный текст статьи в формате PDF. Бесплатный просмотрщик PDF-файлов можно скачать здесь.
Список литературы:
Гоголев И. М. Айымньылар: 5 т. / хомуйан о?ордо М. Ушницкая. Дьокуускай: Бичик, 2015. Т. 5. Драмалар. 224 с.
Ефремова Е. М. Мифопоэтическая картина мира в поэзии И. М. Гоголева: специфика архетипических образов (Великая гора, Мировое дерево) // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2018. № 8 (86). Ч. 1. С. 21-24.
Журчева О. В. Автор в драме: формы выражения авторского сознания в русской драме ХХ века. Самара: Изд-во СГПУ, 2007. 418 с.
Забудская Я. Л. Функциональное значение хора в жанровой структуре греческой трагедии: автореф. дисс. … к. филол. н. М., 2011. 26 с.
Катышева Д. Н. Вопросы теории драмы: действие, композиция, жанр. СПб.: СПбГУП, 2001. 208 с.
Паперный З. С. "Вопреки всем правилам..": пьесы и водевили Чехова. М.: Искусство, 1982. 285 с.
Посельская В. Д. Цикл-поэма "Песнь о Лене" как метажанровая форма в индивидуально-авторском творчестве // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2018. № 8 (86). Ч. 1. С. 41-44.
Сергеева М. И. Иван Гоголев "Туймаада сарсыардата" трагедията суруллуутун историята (варианнарын текстологическай ырытыы) // Проблемы творчества И. М. Гоголева: проза, поэзия, драматургия: коллективная монография. Якутск: ИГИ АН РС (Я), 2004. С. 156-177.
Скафтымов А. П. Поэтика художественного произведения / сост. В. В. Прозоров, Ю. Н. Борисов. М.: Высш. шк., 2007. 535 с.
Тютелова Л. Г. Драматический сюжет и проблема автора как субъекта творческой деятельности в драме // Вестник Самарской гуманитарной академии. 2011. № 2 (10). С. 158-169.
Хализев В. Е. Драма как род литературы: поэтика, генезис, функционирование. М.: МГУ, 1986. 260 c.