Пространственно-временной континуум новеллы Р. Тепфера "Страх"
Анисимова Александра Наумовна, Ефремова Юлия Ивановна
Самарский государственный экономический университет
Дата поступления рукописи в редакцию: 14.04.2020
Аннотация. Цель исследования - выявить содержание, функции и семантику пространственно-временного континуума новеллы Р. Тепфера "Страх", определяющие своеобразие его художественного мира. Анализируя хронотоп произведения, авторы изучили его трансформацию и деформацию, раскрыли его семантические функции, рассмотрели хронотоп границы. Научная новизна работы заключается в обращении к исследованию художественного пространства и времени новеллы Р. Тепфера, не изучавшихся прежде в российском литературоведении. Полученные результаты показали, что хронотоп произведения, характеризующийся динамизмом, конкретикой, амбивалентностью и психологизмом, соотносится с двумя типами топосов - реальным и иллюзорным.
Ключевые слова и фразы: швейцарская литература, Р. Тепфер, новелла, хронотоп, понятие границы, Swiss literature, R. T?pffer, novel, chronotope, notion of frontier
Открыть полный текст статьи в формате PDF. Бесплатный просмотрщик PDF-файлов можно скачать здесь.
Список литературы:
Анисимов И. И. Современные проблемы реализма. М.: Наука, 1977. 359 с.
Бахтин М. М. Формы времени и хронотопа в романе. Очерки по исторической поэтике // Бахтин М. М. Литературно-критические статьи. М.: Худ. лит., 1986. С. 121-290.
Данилевский Р. Ю. Россия и Швейцария. Литературные связи XVIII-XIX веков. Л.: Наука, 1984. 276 с.
Дружинин А. В. Письма иногороднего подписчика // Дружинин А. В. Собрание сочинений: в 8-ми т. СПб.: Тип. Имп. Акад. наук, 1865. Т. 6. С. 290-292.
Зобов Р. А., Мостепаненко A. M. О типологии пространственно-временных отношений в сфере искусства // Ритм, пространство и время в литературе и искусстве / отв. ред. Б. Ф. Егоров. Л.: Наука, 1974. С. 11-26.
Каган Н. С. Пространство и время в искусстве как проблема эстетической науки // Ритм, пространство и время в литературе и искусстве / отв. ред. Б. Ф. Егоров. Л.: Наука, 1974. С. 26-39.
Корман Б. О. Изучение текста художественного произведения. М.: Просвещение, 1972. 113 с.
Лотман Ю. М. Заметки о художественном пространстве // Лотман Ю. М. Избранные статьи: в 3-х т. Таллинн: Александра, 1992. Т. 1. С. 448-464.
Рымарь Н. Т. Границы художественного пространства: рама и материал // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия "Философия. Филология". 2012. № 1 (11). С. 90-100.
Рымарь Н. Т. Поэтика границы в литературе. Эстетические и поэтологические аспекты проблемы границы как феномена художественного языка. Седльце: Издательство Естественно-гуманитарного университета в Седльце, 2016. 334 с.
Седельник В. Д. Родольф Тепфер // История швейцарской литературы: в 3-х т. / под ред. Н. С. Павловой. М.: ИМЛИ РАН, 2002. Т. 2. С. 85-111.
Седельник В. Д. Родольф Тепфер - новеллист и художник // Тепфер Р. Женевские новеллы. М.: Наука, 1982. С. 378-434.
Тепфер Р. Женевские новеллы. М.: Наука, 1982. 456 с.
Plumpe G. Grenzen der Kommunikation? ?ber das Verstehen der Literatur aus systemtheoretischer Sicht // Grenzen des Verstehens. Philosophische und humanwissenschaftliche Perspektiven / hrsg. von G. K?hne-Bertram, G. Scholz. G?ttingen: Vandenhoeck & Ruprecht, 2002. S. 257-267.