Поэтика символа "ведьмин волос" в одноименном рассказе Ю. В. Буйды
Дедюхина Ольга Владимировна
Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова
Дата поступления рукописи в редакцию: 17.03.2020
Аннотация. Статья посвящена анализу особенностей поэтики символа "ведьмин волос" в одноименном рассказе Юрия Буйды. Цель исследования состоит в изучении семантики имен собственных, символов и деталей в контексте культурной традиции и авторского мировидения, а также их контаминации с центральным символом "ведьмин волос". Научная новизна работы видится в выявлении двухчастной структуры символа, служащей созданию основной идейной антитезы "быт и бытие". В результате определяется, что лейтмотивный символ "ведьмин волос" структурирует повествование в рассказе, углубляя его аксиологическую проблематику, способствуя выражению центральной идеи о необходимости сохранения духовной основы в современном обществе.
Ключевые слова и фразы: современная русская проза, рассказ, Буйда, символ, символика пространства, "ведьмин волос", "быт и бытие", modern Russian prose, story, Yu. V. Buida, symbol, space symbolism, "witch’s hair", "everyday life and existence"
Открыть полный текст статьи в формате PDF. Бесплатный просмотрщик PDF-файлов можно скачать здесь.
Список литературы:
Буйда Ю. В. Жунгли. М.: Эксмо, 2010. 384 с.
Гаврилова М. В. Концепты "жизнь" и "смерть" в книге рассказов Ю. Буйды "Прусская невеста": дисс. … к. филол. н. Калининград, 2012. 206 с.
Гаврилова М. В., Дмитровская М. А. Мифопоэтика рассказа Ю. Буйды "Все проплывающие" // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. Серия "Филология, педагогика, психология". 2012. Вып. 8. С. 152-157.
Колмакова О. А. Экфрасис "Черного квадрата" К. Малевича в современной русской прозе // Филология и человек. 2014. № 3. С. 137-143.
Константинов Д. В. Дополнительность как онтологический закон производства новых смыслов // Омский научный вестник. 2009. № 4 (79). Философские науки. С. 97-100.
Меркулова А. С. Миф о городе в современной русской прозе: романы Д. Липскерова "Сорок лет Чанчжоэ" и Ю. Буйды "Город Палачей": автореф. дисс. … к. филол. н. М., 2006. 23 с.
Перепелицына Н. В. Типы художественной условности в русской прозе рубежа XX-XXI вв.: на материале романов "Кысь" Т. Толстой, "Город Палачей" Ю. Буйды: дисс. … к. филол. н. Улан-Удэ, 2010. 170 с.
Прохорова Т. Г., Загфарова И. М. Формы инобытия в новеллистике Юрия Буйды // Филология и культура. Philology and Culture. 2016. № 1 (43). С. 251-255.
Пушкарева Н. В. Языковое выражение подтекстовых смыслов в прозаическом тексте (на материале русской прозы XIX-XXI вв.): автореф. дисс. … д. филол. н. СПб., 2013. 30 с.
Рубцова Е. В., Девдариани Н. В. Квазимодо как образ пробуждающегося народа в романе В. Гюго "Собор Парижской Богоматери" // Балтийский гуманитарный журнал. 2019. Т. 8. № 2 (27). С. 312-314.
Сизых О. В. Реминисценции Н. В. Гоголя и Ф. М. Достоевского в рассказе Ю. В. Буйды "Карлик Карл" // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова. 2019. № 2 (70). С. 103-111.
Смирнов К. В. "Ненастоящие герои" русской литературы XIX столетия // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2019. Т. 12. Вып. 8. С. 64-67.