Антонимия как средство создания контраста в рассказах А. И. Куприна
Викторина Татьяна Валентиновна
Хакасский государственный университет имени Н. Ф. Катанова
Дата поступления рукописи в редакцию: 17.01.2020
Аннотация. В статье рассмотрена роль антонимии в создании контраста в рассказах А. И. Куприна. Описаны типы антонимов, используемые писателем, и их функции, примеры межчастеречной антонимии. Изучены стилистические приемы, основанные на антонимии. В результате анализа выявлено, что характерной особенностью идиостиля автора является контрастное изображение мира художественной действительности, рассказы насыщены противопоставлениями, в основе которых лежит языковая и контекстуальная антонимия. Писатель обращается и к вербально выраженной антонимии, и к "ущербным" антонимическим парам, преобладает сложная антитеза.
Ключевые слова и фразы: антонимия, антонимы, контраст, антитеза, идиостиль, antonymy, antonyms, contrast, antithesis, individual style
Открыть полный текст статьи в формате PDF. Бесплатный просмотрщик PDF-файлов можно скачать здесь.
Список литературы:
Арутюнова Н. Д. Язык и мир человека. М.: Языки русской культуры, 1999. 896 с.
Болотнова Н. С. Филологический анализ текста: в 4-х ч. Томск: Изд-во Томского государственного университета, 2001. Ч. 1. 129 с.
Васильева А. Н. Художественная речь. М.: Русский язык, 1983. 256 с.
Введенская Л. А. Словарь антонимов русского языка. Ростов н/Д: Изд-во Ростовского университета, 1971. 168 с.
Викторина Т. В. Повтор в очерках А. И. Куприна "Листригоны" // В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии: материалы XXVI Международной заочной научно-практической конференции. Новосибирск: СибАК, 2013. С. 36-40.
Викторина Т. В. Языковое своеобразие рассказа А. И. Куприна "Телеграфист" // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2014. № 2 (87). С. 122-123.
Викторина Т. В. Языковые средства создания образа Балаклавы в очерках А. И. Куприна "Листригоны" // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. 2013. Вып. 4. С. 374-378.
Виноградов В. В. О языке художественной литературы. М.: Гослитиздат, 1959. 654 с.
Виноградов В. В. О языке художественной прозы. М.: Наука, 1980. 360 с.
Виноградов В. В. Стилистика, теория поэтической речи, поэтика. М.: Изд-во Академии наук СССР, 1963. 253 с.
Винокур Г. О. О языке художественной литературы. М.: Высшая школа, 1991. 448 с.
Голуб И. Б. Стилистика русского языка. М.: Айрис-пресс, 2002. 448 с.
Горшков А. И. Русская стилистика. М.: Астрель; АСТ, 2001. 367 с.
Куприн А. И. Сочинения: в 2-х т. М.: Худож. лит., 1981. Т. 2. Романы. Рассказы. 1981. 398 с.
Лукин В. А. Художественный текст: основы лингвистической теории и элементы анализа. М.: Ось-89, 1999. 192 с.
Мартьянова Н. А. Полевое описание элокутивных колоративов (на материале произведений А. И. Куприна): автореф. дисс. … к. филол. н. Барнаул, 2007. 21 с.
Новиков Л. А. Контраст // Русский язык: энциклопедия / под ред. Ю. Н. Караулова. М.: Большая энциклопедия, 2003. С. 200-201.
Новиков Л. А. Русская антонимия и ее лексикографическое описание // Львов М. Р. Словарь антонимов русского языка. М.: Рус. яз., 1984. С. 5-30.
Новиков Л. А. Семантика русского языка. М.: Высш. шк., 1982. 272 с.
Новиков Л. А. Художественный текст и его анализ. М.: Рус. яз., 1988. 301 с.
Папина А. Ф. Текст: его единицы и глобальные категории: учебник для студентов-журналистов и филологов. М.: Едиториал УРСС, 2002. 368 с.
Семенихина Е. В. Семантические особенности сравнений в художественных произведениях А. И. Куприна [Электронный ресурс]. URL: http://afz1984afz.ucoz.net/publ/sravnenija_v_tvorchest-ve_a_i_kuprina/1-1-0-1 (дата обращения: 06.11.2018).
Фомина М. И. Современный русский язык. Лексикология. М.: Высш. шк., 2001. 415 с.
Шанский Н. М. Лингвистический анализ художественного текста. Л.: Просвещение, Ленинградское отделение, 1990. 414 с.