Мотивы страдания и смерти в прозе Абузара Айдамирова (на материале историко-философского романа "Долгие ночи")
Товсултанова Джамиля Салавдиевна
Чеченский государственный педагогический университет
Дата поступления рукописи в редакцию: 11.11.2020
Аннотация. Целью исследования является характеристика авторской концепции и нарративной практики чеченского писателя А. Айдамирова, в творчестве которого показана эпоха покорения горцев Северного Кавказа армией Российской империи. Научная новизна работы связана с проделанным впервые анализом мотивов смерти и умирания в романе А. Айдамирова "Долгие ночи", который является отражением авторского историко-философского видения событий прошлого. Впервые показана специфика нарратива А. Айдамирова как формы конкретно-исторического и мифопоэтического рассказа о трагедии своего народа. Полученные результаты показали эффективность разграничения понятий "нарратив" и "событие рассказывания" при анализе содержания и стиля писателя.
Ключевые слова и фразы: А. Айдамиров, историзм, сопротивление, смерть, страдание, нарративные стратегии, стиль, A. Aydamirov, historicism, resistance, death, suffering, narrative strategies, style
Открыть полный текст статьи в формате PDF. Бесплатный просмотрщик PDF-файлов можно скачать здесь.
Список литературы:
Айдамиров А. А. Долгие ночи: роман / пер. с чеченского. М.: Аграф, 1996. 590 с.
Айдамирова М. А. Эпоха "Долгих ночей". Грозный: Грозненский рабочий, 2011. 320 с.
Аюпов Т. Р. Художественные реалии в ранних рассказах Виктора Пелевина // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2020. Т. 13. Вып. 7. C. 5-9.
Безнюк Д. К., Грицанов А. А. Смерть // Новейший философский словарь. Изд-е 3-е. Мн.: Книжный Дом, 2003. С. 926-938.
Блинова М. П. Мортальный сюжет в нравственно-философском пространстве малой постмодернистской прозы (русский и зарубежный опыт): автореф. дисс. … к. филол. н. Краснодар, 2004. 25 с.
Гайтукаев К. Б. Писатель и его герои. Грозный: Грозненский рабочий, 1997. 211 с.
Джамбеков О. А. Функциональное многообразие национального фольклора в системе документально-художественного дискурса трилогии Абузара Айдамирова ("Долгие ночи", "Молния в горах", "Буря") как народной эпопеи: монография. Грозный: Грозненский рабочий, 2016. 128 с.
Джамбеков О. А., Джамбекова Т. Б. Мифологема свободы в фольклорной и литературной парадигме Чечни (на материале трилогии чеченского прозаика Абузара Айдамирова "Долгие ночи") // Гуманитарные исследования. 2015. № 3. С. 84-88.
Кузнецова А. В. Художественный текст в когнитивной парадигме: семантическое пространство и концептуализация // European Social Science Journal. 2011. № 5. С. 155-161.
Лосев А. Ф. Материалы для построения современной теории художественного стиля // Контекст - 1975. Литературно-теоретические исследования. М.: Наука, 1977. С. 238-247.
Хаджиева Л. Л., Хорольский В. В. Философские грани романа Ф. Бегбедера "Windows on the World": мотивы смерти и умирания // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2019. № 7 (140). С. 238-241.
Шмид B. Нарратология. М.: Языки славянской культуры, 2003. 312 с.