Проблема генеалогии музыкальной образности в стихотворениях В. Кривулина 1970-х гг.
Хайрулин Тимур Павлович
Государственный музей истории российской литературы имени В. И. Даля
Дата поступления рукописи в редакцию: 12.09.2020
Аннотация. Статья посвящена анализу музыкальной образности в творчестве Виктора Кривулина 1970-х гг. Цель исследования - установить специфику функционирования музыкальной образности в сборниках "Воскресные облака" и "Музыкальные инструменты в песке и снеге". Научная новизна нашего исследования заключается в обращении к проблеме литературной генеалогии образов музыки в поэтических сборниках В. Кривулина 1970-х гг. В результате выявлены связи музыкальной топики в произведениях Кривулина с интеллектуальными контекстами литературы Серебряного века, в частности, с мифологемой о "дионисийском" и "аполлоническом" начале в искусстве. Также реконструированы взгляды Кривулина на концепцию музыки А. Блока, которая была подвергнута неофициальным поэтом ревизии в ряде литературно-критических высказываний.
Ключевые слова и фразы: неподцензурная литература, Виктор Кривулин, музыкальная образность, литературная генеалогия, интертекстуальность, unofficial literature, Viktor Krivulin, musical figurativeness, literary genealogy, intertextuality
Открыть полный текст статьи в формате PDF. Бесплатный просмотрщик PDF-файлов можно скачать здесь.
Список литературы:
Беневич Г. О композиции, формировании и духе первой книги стихов [Электронный ресурс] // НЛО. 2018. № 4. URL: https://www.nlobooks.ru/magazines/novoe_literaturnoe_obozrenie/152/article/20032/ (дата обращения: 18.04.2020).
Беневич Г. Об одной "журналистской" пост-элегии [Электронный ресурс] // Textonly. 2017. № 46. URL: http://textonly.ru/ case/?issue=46&article=39029 (дата обращения: 18.04. 2020).
Блок А. Интеллигенция и революция // Блок А. Полное собрание сочинений: в 8-ми т. М. - Л.: Худож. лит, 1962. Т. 6. С. 9-20.
Блюмбаум А. К генезису и семантике "мирового оркестра" в творчестве Александра Блока: несколько уточнений // Acta Slavica Iaponica. 2015. T. 36. P. 1-23.
Бычков В. Эстетика Владимира Соловьева как актуальная парадигма // История философии. 1999. № 4. С. 3-43.
Давыдова А. Музыкальные образы в русской лирике ХХ века: автореф. дисс. … к. филол. н. М., 2006. 24 с.
Житенев А. Образные коды "другой культуры" в поэзии Виктора Кривулина 1970-х гг. [Электронный ресурс] // Полилог: электронный научный журнал. 2011. № 4. С. 15-19. URL: http://polylogue.polutona.ru/upload/private/Polylogue_ 4_2011.pdf (дата обращения: 06.10.2020).
Кривулин В. Воскресные облака. М.: Пальмира, 2019. 232 с.
Кривулин В. Ответ на блоковскую анкету // Северная почта. 1981. № 8. [б. с.]
Кривулин В. Полдня длиной в одиннадцать строк // Часы. 1977. № 9. С. 233-255.
Кукулин И. Двойное "я" в диалоге с историей [Электронный ресурс] // Воздух. 2016. № 3-4. URL: http://www.litkarta.ru/ projects/vozdukh/issues/2016-3-4/kukulin-mandelshtam/view_print/ (дата обращения: 18.04.2020).
Лившиц Б. Полутораглазый стрелец. Л.: Советский писатель, 1989. 720 с.
Максимов Д. Критическая проза Блока // Блоковский сборник: труды научной конференции, посвященной изучению жизни и творчества А. А. Блока, май 1962 г. / отв. ред. Ю. М. Лотман. Тарту: ТГУ, 1964. Вып. I. С. 28-97.
Мандельштам О. Собрание сочинений: в 4-х т. М.: Арт-Бизнес-Центр, 1993. Т. 2. 704 с.
Останин Б. Марсий в клетке // Часы. 1978. № 14. [б. с.]
Ронен О. Поэтика Мандельштама. СПб.: Гиперион, 2002. 240 с.
Седакова О. Музыка глухого времени // Вестник новой литературы. 1990. № 2. С. 257-266.
Шварц Е. Войско. Оркестр. Парк. Корабль. М.: Common place, 2018. 336 с.
Spitzer L. Classical and Christian Ideas of World Harmony: Prolegomena to an Interpretation of the Word "Stimmung". Baltimore: The Johns Hopkins University Press, 1963. 232 р.