РАМОЧНЫЕ ОБРАЗЫ В РОЖДЕСТВЕНСКИХ ПОВЕСТЯХ 1840-Х ГОДОВ ЧАРЛЬЗА ДИККЕНСА
Горошкова Рената Ришатовна
Санкт-Петербургский государственный университет
Дата поступления рукописи в редакцию: 19.02.2019
Аннотация. В статье рассмотрены рамочные образы "окно", "штора", "дверь" / "дверной порог", которыми изобилуют рождественские повести Чарльза Диккенса 1840-х годов ("Рождественская песнь в прозе", "Колокола", "Сверчок за очагом", "Битва жизни" и "Одержимый"). Семиотический анализ рамочных конструкций и сопоставление их с такими же конструкциями из готической литературы демонстрируют новаторство Диккенса в использовании этих образов, маркирующих границы между реальностью и чудом: в диккенсовском рождественском цикле повестей 1840-х годов рамки являются индикатором перехода к новому этапу рассказываемой истории и способствуют актуализации новых смыслов, которые можно извлечь из текста.
Ключевые слова и фразы: Диккенс, рамочные конструкции, frame, рождественская литература, нарратология, готическая литература, Dickens, frame structures, frame, Christmas literature, narratology, Gothic literature
Открыть полный текст статьи в формате PDF. Бесплатный просмотрщик PDF-файлов можно скачать здесь.
Список литературы:
Андерсен Г. Х. Сказки. СПб.: Речь, 2014. 320 с.
Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1979. 423 с.
Герхард М. И. Искусство повествования. Литературное исследование "1001 ночи". М.: Главная редакция восточной литературы изд-ва "Наука", 1984. 455 с.
Диккенс Ч. Собрание сочинений: в 30-ти т. М.: ГИХЛ, 1959. Т. 12. Рождественские повести. 508 с.
Достоевский Ф. М. Бедные люди. Белые ночи. Мальчик у Христа на ёлке: сборник. М.: АСТ, 2018. 198 с.
Зенкин С. Н. Небожественное сакральное. Теория и художественная практика. М.: Изд. центр РГГУ, 2014. 544 с.
Зенкин С. Н. Образ без подобия (Рецептивная структура "Портрета Дориана Грея") [Электронный ресурс]. URL: https://www.nlobooks.ru/magazines/novoe_literaturnoe_obozrenie/154_nlo_6_2018/article/20421/ (дата обращения: 17.02.2019).
Лотман Ю. М. Внутри мыслящих миров. М.: Языки русской культуры, 1996. 464 с.
Лошер Ж. Л., Вельдхуизен В. Ф. Магия М. К. Эшера. М: Taschen; Арт-Родник, 2007. 198 с.
По Э. А. Ворон. Стихотворения. М.: Эксмо, 2014. 288 с.
Bernstein S. Housing Problems. Writing and Architecture in Goethe, Walpole, Freud, and Heidegger. Stanford: Stanford University Press, 2008. 193 p.
DeLamotte E. C. Perils of the Night. N. Y. - Oxford: Oxford University Press, 1990. 352 p.
Dickens Ch. Christmas Carol and Other Christmas Books. Oxford: Oxford University Press, 2006. 487 p.
Edgerton S. The Mirror, the Window, and the Telescope: How Renaissance Linear Perspective Changed Our Vision of the Universe. Ithaca: Cornell University Press, 2009. 199 p.
Grishakova M. Beyond the Frame: Cognitive Science, Common Sense and Fiction // Narrative / The Ohio State University. 2009. May. Vol. 17. № 2. P. 188-199.
Hare A. The Vampire of Croglin Hall // Children of the Night: Classic Vampire Stories. L.: Wordsworth Edition, 2007. 256 p.
Irving W. The Sketch Book of Geoffrey Crayon. Leipzig: Bernh. Tauchnitz Jun., 1843. 337 p.
Minter L. Gothic Science Fiction - a beginning [Электронный ресурс]. URL: http://www.gothic.stir.ac.uk/guestblog/gothic-science-fiction---a-beginning/ (дата обращения: 17.02.2019).
Poe E. A. The Dover Reader. N. Y.: Courier Corporation, 2014. 544 p.
Warwick A. Victorian Gothic // The Routledge Companion to Gothic / ed. by C. Spooner and E. McEvoy. Abingdon: Routledge, 2007. P. 49-60.