ФУНКЦИИ ЭКФРАСИСА В ЦИКЛЕ "FANTASIES DECORATIVE" О. УАЙЛЬДА
Бахнова Юлия Анатольевна, Чалей Ольга Валерьевна
Российский государственный экономический университет имени Г. В. Плеханова
Дата поступления рукописи в редакцию: 12.07.2019
Аннотация. В статье исследуются функции экфрасиса в стихотворениях О. Уайльда из цикла "Fantasies Decorative": "La Panneau" и "Les Ballons". В первом произведении автор описывает картину, а во втором - передаёт свои впечатления от реальных событий. В этом цикле ярко воплотились основные характеристики и творческие принципы художественного мышления Уайльда. Оба стихотворения являются примером экфрасиса, функция которого - помочь читателю понять авторскую философию и концепцию искусства, отразить эстетическое видение мира, передать литературные традиции времени и особенности мышления поэта.
Ключевые слова и фразы: эстетизм, декоративное искусство, экфрасис, визуальность, О. Уайльд, aestheticism, decorative art, ekphrasis, visuality, O. Wilde
Открыть полный текст статьи в формате PDF. Бесплатный просмотрщик PDF-файлов можно скачать здесь.
Список литературы:
Арутюнова Н. Д. Метафора и дискурс // Теория метафоры: сборник / пер. с англ., фр., исп., польск. М.: Прогресс, 1990. С. 5-32.
Бочкарева Н. С. Экфрастический дискурс в романе М. Брэдбери "В Эрмитаж" // Вестник Пермского университета. Российская и зарубежная филология. 2013. № 1 (21). С. 140-145.
Брагинская Н. В. Экфрасис как тип текста (к проблеме структурной классификации) // Славянское и балканское языкознание. Карпатовосточнославянские параллели. Структура балканского текста: сборник статей. М.: Наука, 1977. С. 259-283.
Воскрешение понятия, или Слово об экфрасисе // Экфрасис в русской литературе: труды Лозаннского симпозиума / под ред. Л. Геллера. М.: МИК, 2002. 216 с.
Геллер Л. Экфрасис, или Обнажение приема. Несколько вопросов и тезис // "Невыразимо выразимое": экфрасис и проблемы репрезентации визуального в художественном тексте. М.: НЛО, 2013. С. 44-60.
Золотницкий Н. Ф. Цветы в легендах и преданиях. К.: Довiра, 1994. 256 с.
Ковалева О. В. Декоративно-орнаментальная стилистика О. Уайльда // Синтез в русской и мировой художественной культуре: тезисы научно-практической конференции, посвященной памяти А. Ф. Лосева. М.: МПГУ, 2000. С. 49-51.
Кривина Т. М. Что знал о красоте Оскар Уайльд // Зарубежная литература. 2006. № 7. С. 13-14.
Никола М. И. Экфрасис: актуализация приема и понятия // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. 2010. Т. 1. № 2. С. 8-12.
Олейников А. Теория наррации О. М. Фрейденберг и современная нарратология: попытка сравнительного анализа // Русская теория: 1920-1930-е гг.: материалы 10-х Лотмановских чтений / сост. С. Н. Зенкин. М.: РГГУ (ИВГИ), 2004. С. 124-146.
Рубинс М. "Пластическая радость красоты": экфрасис в творчестве акмеистов и европейская традиция. СПб.: Академический проект, 2003. 354 c.
Уайльд О. Полное собрание сочинений: в 3-х т. М.: Терра, 2000. Т. 3. 592 с.
Уайльд О. Полное собрание сочинений: в 4-х т. СПб.: Артистическое заведение Т-во А. Ф. Маркса, 1912. Т. 4. 149 с.
Уайльд О. Стихи (Poems). М.: Радуга, 2004. 384 с.
Черноземова Е. Н. Экфрасис в современном романе в стихах (синтез искусств в жизни и творчестве Александра Дольского и Павла Дольского) [Электронный ресурс] // Знание. Понимание. Умение. 2013. № 6. URL: http://www.zpu-journal.ru/e-zpu/2013/6/Chernozemova_Ekphrasis/ (дата обращения: 12.07.2019).
Чуковский К. И. Оскар Уайльд. Этюд // Уайльд О. Избранные произведения: в 2-х т. М.: Искусство, 1993. Т. 1. С. 534-538.
Heffernan J. A. W. The Museum of Words: The Poetics of Ekphrasis from Homer to Ashbery (1993). L. - Chicago: University of Chicago Press, 2004. 249 p.
Rowe A. The Visual Arts and the Novels of Iris Murdoch. N. Y.: The Edwin Mellen Press, 2002. 322 p.
Schmutzler R. Art Nouveau. N. Y.: Harry N. Abrams, 1962. 326 р.