ТОТЕМИЧЕСКИЕ ЗНАКИ ЖИВОТНЫХ В ПИСЬМЕННЫХ И УСТНО-ЭПИЧЕСКИХ ИСТОЧНИКАХ КАК ЭТНОГРАФИЧЕСКАЯ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ
Кулбаракова Зарина Анарбековна
Национальная академия наук Кыргызской Республики
Дата поступления рукописи в редакцию: 14.11.2018
Аннотация. В статье рассматривается проблема изучения тотемизма и тотемных знаков как основы зарождения художественной культуры. Обосновывается идея о том, что изучение материалов о тотемизме кочевых народов Средней Азии окажет помощь в исследовании тотемических символов письменных и устно-эпических источников, а также в проведении первоначального анализа духовного номадического наследия кыргызского народа. Значительное внимание уделяется текстам эпоса "Манас" и "Собрания тюркских наречий" Махмуда Кашгари. На основе исторических письменных источников Средней Азии автор приходит к выводу, что становление тотемического символа в национальном самосознании является фактом этнографии и фольклора как науки.
Ключевые слова и фразы: эпос, письменный источник, тотемные знаки, художественная роль, животные, внутренний тотем, тотемизм, epic, written source, totemic signs, artistic role, animals, inner totem, totemism
Открыть полный текст статьи в формате PDF. Бесплатный просмотрщик PDF-файлов можно скачать здесь.
Список литературы:
Акматалиев А. Кыргыздын кол ?н?рч?л?г?. Бишкек: Бийиктик, 1996. 235 с.
Бартольд В. В. Кыргыз жана Кыргызстан тарыхы боюнча тандалма эмгектер. Бишкек: Айбек, 1997. 535 с.
Бернштам А. Н. Кыргыздардын жана Кыргызстандын тарыхы жана археологиясы боюнча тандалма эмгектер. Бишкек: Айбек, 2004. 702 с.
Бускунов А. М., Кульшарипов М. М. Культы животных и птиц в башкирской мифологии и истории общественной мысли // Вестник Башкирского университета. 2012. № 1. С. 8-32.
Бутанаев В. Я., Молдобаев И. Б. Киргизско-хакасские этнокультурные связи // Историко-культурные связи народов Южной Сибири. Абакан: ХакНИИЯЛИ, 1988. С. 1-35.
Гумилев Л. Н. Байыркы т?ркт?р. Бишкек: Ариал-Принт, 1999. 412 с.
Каралаев С. Манас. Бишкек: Турар, 2010. 1005 с.
Каратаев О. Кыргыздардын теги, таралуу ареалы, этностук-маданий алакалары. Бишкек: Бийиктик, 2005. 282 с.
Киндря Н. А. Животные-тотемы в древнем сознании: лингвосемиотический контекст // Ученые записки Российского государственного социального университета. 2010. № 1 (77). С. 136-140.
Кыдырбаева Р. Эпос "Манас". Генезис. Поэтика. Сказительство. Бишкек: Шам, 1995. 310 с.
Манас: варианты С. Орозбакова: в 9-ти т. Бишкек: Кыргызстан, 1995. Т. I. 566 с.
Манас: варианты С. Орозбакова: в 9-ти т. Бишкек: Кыргызстан, 1995. Т. II. 800 c.
Манас: варианты С. Орозбакова: в 9-ти т. Бишкек: Кыргызстан, 1997. Т. IV. 611 с.
Манас: варианты С. Орозбакова: в 9-ти т. Бишкек: Турар, 2014. Т. VIII-IX. 798 с.
Молдобаев И. Манас - историко-культурный памятник кыргызов. Бишкек: Шам, 1995. 260 с.
Молдобаев И. Отражение этнических связей киргизов в эпосе "Манас". Бишкек: Кыргызстан, 1985. 280 с.
Садыглы П. "Диван Лугат-ат-Турк" Махмуда Кашгари как источник изучения материальной культуры тюркских народов [Электронный ресурс] // Народна творч?сть та етнолог?a. 2014. № 1. С. 87-90. URL: http://nte.etnolog.org. ua/zmist/2014/N1/87.pdf (дата обращения: 10.09.2017).
Суразаков С. Алтайский героический эпос. М.: Наука, 1985. 255 с.
Тайлор Э. Б. Миф и обряд в первобытной культуре. Смоленск: Русич, 2000. 624 с.
Фрэзер Дж. Золотая ветвь. Исследование магии и религии. М.: ТЕРРА - Книжный клуб, 2005. 464 с.
Ka?gari M. Divani L?gat-it T?rk Dizini [Электронный ресурс]. Ankara, 2003. URL: http://www.achiq.org/pitikler/dlt---.pdf (дата обращения: 07.06.2017).