РОЛЬ ЗАГЛАВИЙ РАССКАЗОВ АБРОЗА БИРСА В СОЗДАНИИ КОНЦЕПТА "СТРАХ"
Михалева Елизавета Сергеевна
Московский государственный областной университет
Дата поступления рукописи в редакцию: 01.04.2018
Аннотация. Статья посвящена анализу наименований рассказов Амброза Бирса как единой системы и выявлению взаимосвязей поэтического своеобразия этой системы с особенностями художественного мира рассказов. Рассматривается типология названий рассказов Бирса, участвующих в воплощении концепта "страх", интригующих читателя, мотивирующих его на определённое понимание произведений, согласующееся с концепцией автора. На основе анализа и систематизации названий, эпиграфов и подзаголовков частей рассказов американского писателя на языке оригинала сделаны выводы о важности трагического пафоса и интереса автора к страшному. Устанавливается, что Бирс проявляет себя как мастер психологического анализа не только в передаче различных нюансов эмоции страха персонажей, но и в создании атмосферы ужасного.
Ключевые слова и фразы: А. Бирс, атмосфера страха, заглавие, концепт, поэтика заглавия, рассказ, символика названия, типология названий, A. Bierce, atmosphere of horror, title, concept, poetics of title, story, symbolism of title, typology of titles
Открыть полный текст статьи в формате PDF. Бесплатный просмотрщик PDF-файлов можно скачать здесь.
Список литературы:
Бирс А. Избранное: сборник на английском языке / сост. и предисл. А. М. Зверева. М.: Прогресс, 1982. 535 с.
Бирс А. Собрание рассказов. М.: АСТ, 2014. 606 с.
Гулевич Е. В. Герой в прозе Амброза Бирса // Проблемы филологии, культурологии и искусствоведения в свете современных исследований: сборник материалов XVII Международной научно-практической конференции. Махачкала: Апробация, 2016. С. 38-39.
Давыдова Т. Т., Пронин В. А. Теория литературы. М.: Логос, 2003. 232 c.
Евса Т. А. Заглавие как первый знак системы целого текста // Системные характеристики лингвистических единиц разных уровней / отв. ред. А. А. Харьковская. Куйбышев: Издательство Куйбышевского государственного университета, 1985. С. 85-92.
Кржижановский С. Д. Поэтика заглавий. М.: Никитинские Субботники, 1931. 32 с.
Кусковская В. С. Основные художественные приемы изображения гражданской войны в США в рассказах А. Бирса "Всадник в небе" и У. Морроу "Три сотни" // Вестник Полоцкого государственного университета. Серия A: "Гуманитарные науки". 2017. № 10. С. 68-74.
Кухаренко В. А. Интерпретация текста. М.: Просвещение, 1988. 192 с.
Лушникова Г. И. Заглавие художественного произведения: интерпретация и перевод // Актуальные проблемы современной гуманитарной науки: отечественные традиции и международная практика: материалы Всероссийской научно-практической конференции. Симферополь: Ариал, 2017. С. 67-73.
Хализев В. Е. Теория литературы. М.: Высшая школа, 2002. 438 с.
Эко У. Роль читателя. Исследования по семиотике текста / пер. с англ. и итал. С. Серебряного. СПб.: Симпозиум, 2006. 502 с.
Joshi S. T. The West Coast School // American History through Literature (1870-920). Thomson Gale Publishing, 2006. Vol. 3. Р. 418-419.