ПЛАТОНОВСКИЕ МОТИВЫ В ТВОРЧЕСТВЕ Н. С. ГУМИЛЕВА (СТИХОТВОРЕНИЕ "АНДРОГИН" КАК ОПЫТ АКМЕИСТИЧЕСКОГО ПРОЧТЕНИЯ ПЛАТОНА)
Сафиулина Рано Мирзахановна
Московский промышленно-финансовый университет "Синергия"
Аннотация. В статье проанализирован комплекс философских идей и художественных средств, используемых Н. С. Гумилевым для воплощения темы андрогина. Акцент сделан на сравнительном анализе образа андрогина в произведениях Платона, Соловьева, символистов и акмеиста Гумилева. Гумилев раскрывает процесс воссоздания андрогина как деятельный дискурс человека, как попытку отказаться от роли "игрушки в руках богов" и становления его как Homo Faber. Платоновский андрогин в мифопоэтической рецепции Гумилева трактуется как символ бессмертия.
Ключевые слова и фразы: Н. С. Гумилев, Платон, андрогин, В. С. Соловьев, Ф. Ницше, Дионис, Осирис, Homo Faber, N. S. Gumilyov, Plato, androgyne, V. S. Solovyev, F. Nietzsche, Dionysus, Osiris, Homo Faber
Открыть полный текст статьи в формате PDF. Бесплатный просмотрщик PDF-файлов можно скачать здесь.
Список литературы:
Бергсон А. Творческая эволюция. М., 1909. 320 с.
Бергсон А. Творческая эволюция / пер. с фр. В. Флёровой. М.: Академический проект, 2015. 319 с.
Богомолов Н. А. Русская литература начала ХХ века и оккультизм. М.: Новое литературное обозрение, 1999. 225 с.
Бонецкая Н. К. Андрогин против сверхчеловека // Вопросы философии. 2011. № 7. С. 81-95.
Гачева А. Ф. М. Достоевский и Н. Ф. Федоров: две встречи в русской культуре. М.: ИМЛИ, 2008. 576 с.
Гумилев Н. С. Наследие символизма и акмеизм // Аполлон. 1913. № 1. С. 42-45.
Гумилев Н. С. Стихотворения и поэмы. Л.: Советский писатель, 1988. 632 с.
Иванов Вяч. Ты еси // Иванов Вяч. Собрание сочинений: в 4-х т. / под ред. Д. В. Иванова и О. Дешарт; введ. и примеч. О. Дешарт. Брюссель: Foyer Oriental Cr?tien, 1979. Т. 3. С. 262-268.
Кабанов А. В. Проблема андрогина в декадентском искусстве // Проблемы филологии, культурологи и искусствоведения. 2009. № 2. С. 169-172.
Кихней Л. Г. Акмеизм. Миропонимание и поэтика. М.: МАКС Пресс, 2001. 184 с.
Ксенофонт. Воспоминания о Сократе в избранных отрывках / с введ., примеч. и 8 рис.; объясн. И. Ф. Анненский, дир. С.-Петерб. 8 гимназии. Изд-е 3-е. СПб.: Синод. тип., 1909. Ч. 1-2. 22 с.
Кузмин М. А. Письма о русской поэзии // Аполлон. 1912. № 2. С. 5-10.
Лосев А. Ф., Тахо-Годи А. А. Платон: миф и реальность. М.: Молодая гвардия, 2014. 312 с.
Ницше Ф. Собрание сочинений: в 10-ти т. М.: Изд-во Клюкина, 1900-1903. Т. 1. Так говорил Заратустра / перевод Д. Борзаковского. 360 с.; Т. 2. По ту сторону добра и зла / перевод Н. Н. Алексеева. 320 с.
Платон. Диалоги. М.: Эксмо, 2015. 768 с.
Платон. Законы. Послезаконие. Письма. СПб.: Наука, 2014. 519 с.
Пономарева Г. Анненский и Платон (трансформация платоновских идей в "Книгах отражений" И. Анненского) [Электронный ресурс]. URL: http://annensky.lib.ru/names/ponomareva/ponomareva_1987_1.htm (дата обращения: 31.03.2017).
Сафиулина Р. М. Всеединое и человек как архетипы отца и сына // Вестник Тамбовского университета. Серия "Гуманитарные науки". 2009. № 5 (73). С. 23-25.
Скрижинская М. В. Древнегреческие праздники в Элладе и Северном Причерноморье. СПб.: Алетейя, 2010. 464 с.
Соловьев Вл. С. Смысл любви // Соловьев В. С. Смысл любви: избранные произведения. СПб.: Азбука, Азбука-Аттикус, 2016. С. 62-138.
Телегин С. М. Тайна русского андрогина в романе Л. Н. Толстого "Война и мир" // Болгарская русистика. 2009. Т. 2. № 3-4. С. 81-100.
Тураев Б. А. История Древнего Египта: в 2-х ч. СПб.: В. Безобразов и К., 1913. Ч. 1. Курс, читанный в СПБ университете в 1911-12 гг. 2-е изд. 369 с.
Холл М. П. Энциклопедическое изложение масонской, герметической, каббалистической и розенкрейцеровской символической философии / пер. с нем. С. Целищева. М. - СПб.: Эксмо; Мидгард, 2007. 1007 с.
Хоружий С. С. Ницше и Соловьёв в кризисе европейского человека // Вопросы философии. 2002. № 2. С. 52-68.
Элиаде М. Мефистофель и андрогин / пер. с франц. Е. В. Баевской, О. В. Давятян; науч. ред. С. С. Тавашерния. СПб.: Алетейя, 1998. 374 с.