ИНВЕРСИЯ ВОСПРИЯТИЯ ЗНАКА И СИМВОЛА В КОНТЕКСТЕ НЕВЕРБАЛЬНОГО ЯЗЫКА ТЕАТРА
Алесенкова Виктория Николаевна
Саратовская государственная консерватория имени Л. В. Собинова
Аннотация. С целью преодоления кризиса семиотического анализа спектакля предметом исследования в статье является знаковая трихотомия Ч. Пирса (икона, индекс, символ). Анализ научной интерпретации, данный триаде Ч. Моррисом, Р. Якобсоном, П. Пави, равно как и сравнительный анализ с триадой символов Э. Фромма, позволил обнаружить инверсию восприятия знака и символа в контексте невербального языка театрального действия. Рассмотренные примеры демонстрируют, что свойствами носителей символического смысла в большей степени обладает знак иконический, осуществляющий парадигматическую связь с интерпретантом по подобию.
Ключевые слова и фразы: семиотика театра, знак, икона, индекс, символ, репрезентамен, интерпретант, означающее, означаемое, невербальный язык, semiotics of theatre, sign, icon, index, symbol, representamen, interpretant, signifier, signified, non-verbal language
Открыть полный текст статьи в формате PDF. Бесплатный просмотрщик PDF-файлов можно скачать здесь.
Список литературы:
Леман Х.-Т. Постдраматический театр. М.: ABCdesign, 2013. 312 с.
Пави П. Словарь театра. М.: Прогресс, 1991. 504 с.
Пирс Ч. Начала прагматизма. СПб.: Лаборатория метафизических исследований философского факультета СПбГУ; Алетейя, 2000. 352 с.
Соссюр Ф. де. Курс общей лингвистики // Соссюр Ф. де. Труды по языкознанию. М.: Прогресс, 1977. С. 31-285.
Фромм Э. Душа человека. М.: Республика, 1992. 430 с.
Якобсон Р. Язык и бессознательное / пер. с англ., фр. К. Голубович, Д. Епифанова, Д. Кротовой, К. Чухрукидзе. В. Шеворошкина; ред. пер. Ф. Успенский. М.: Гнозис, 1996. 248 с.
Morris Ch. W. Foundations of the Theory of Signs. International Encyclopedia of United Science. Vol. I. № 2. Chicago, Illinois: The University of Chicago Press, 1944. 60 p.