К ВОПРОСУ О ЖАНРОВОЙ ИДЕНТИФИКАЦИИ КОМЕДИИ А. С. ГРИБОЕДОВА "ГОРЕ ОТ УМА"
Страшкова Ольга Константиновна
Северо-Кавказский федеральный университет, г. Ставрополь
Аннотация. В статье доказывается, что жанровое определение, данное Грибоедовым своей комедии "Горе от ума", не совсем соответствует параметрам жанра. В комедии прослеживаются знаки и трагедии, и драмы, и водевиля, и фарса, и сатиры, и "слёзной драмы", и "серьёзного жанра". Причём не в синкретическом или синтетическом единстве с доминантой одной жанровой формы, а в "переливании", в причудливом смешении элементов, вызванном переходностью эстетической эпохи, смешении, инспирировавшем создание метажанра.
Открыть полный текст статьи в формате PDF. Бесплатный просмотрщик PDF-файлов можно скачать здесь.
Список литературы:
Алпатова Т. А. А. С. Грибоедов и проблемы философии языка XVIII - начала XIX века (опыт реконструкции) // А. С. Грибоедов: русская и национальная литературы: материалы Международной научно-практической конференции. Ереван: Издательский дом "Лусабац", 2015. С. 17-28.
Бабичева Ю. В. Эволюция жанров русской драмы XIX - начала XX века: учебное пособие к спецкурсу. Вологда: ВГПИ, 1982. 126 с.
Бояджиев Г. Н. Вольтер // История западноевропейского театра / ред. Г. Н. Бояджиев: в 8-ми т. М.: Искусство, 1957. Т. 2. С. 138-158.
Вяземский П. А. Дела или пустяки давно минувших лет // "Век нынешний и век минувший…". Комедия А. С. Грибоедова "Горе от ума" в русской критике. СПб.: Азбука-классика, 2002. С. 421-422.
Вяземский П. А. Фон-Визин (отрывок) // "Век нынешний и век минувший…". Комедия А. С. Грибоедова "Горе от ума" в русской критике. СПб.: Азбука-классика, 2002. С. 85-87.
Гельвеций К. Об уме. М.: Мир книги, 2006. 560 с.
Грибоедов А. С. Горе от ума: комедия в четырёх действиях и в стихах // Грибоедов А. С. Избранные произведения / вступ. ст., подгот. текста и прим. Я. С. Билинкиса. Л.: Советский писатель, 1961. С. 57-200.
Дубровская С. А. Своеобразие комического дискурса в "Горе от ума" А. С. Грибоедова // А. С. Грибоедов: русская и национальная литературы: материалы Международной научно-практической конференции. Ереван: Издательский дом "Лусабац", 2015. С. 234-243.
Забалуев В., Зензинов А. Новая драма: практика свободы [Электронный ресурс] // Новый мир. 2008. № 4. URL: http://magazines.russ.ru/novyi_mi/2008/4/za14.html (дата обращения: 10.03.2016).
Липовецкий М. Н. Перформансы насилия: "новая драма" и границы литературоведения [Электронный ресурс] // Новое литературное обозрение. 2008. № 89. URL: http://magazines.russ.ru/nlo/2008/89/li12.html (дата обращения: 29.06.2016).
Макаров А. В. "Новая драма": поиск литературоведческой оптики для описания метатеатральных экспериментов // Филологические науки. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2012. № 6 (17). С. 85-89.
Тынянов Ю. Сюжет "Горя от ума" // "Век нынешний и век минувший…". Комедия А. С. Грибоедова "Горе от ума" в русской критике. СПб.: Азбука-классика, 2002. С. 298-331.
Ушаков В. А. Московский бал, третье действие из комедии "Горе от ума" (Бенефис г-жи Н. Репиной) // "Век нынешний и век минувший…". Комедия А. С. Грибоедова "Горе от ума" в русской критике. СПб.: Азбука-классика, 2002. С. 62-71.
Федосеева Т. В. Литература русского предромантизма (1790-1820). Развитие драматических и прозаических жанров: автореф. дисс. … д. филол. н. М., 2006. 47 с.
Чалая З. Проблемы театра в эстетике Дидро. М.: Гослитиздат, 1936. 172 с.
Шаховской А. А. Урок кокеткам, или Липецкие воды: комедия в пяти действиях, в стихах // Шаховской А. А. Комедии. Стихотворения / вступ. ст., подгот. текста и прим. А. А. Гозенпуда. Л.: Советский писатель, 1961. С. 119-264.
Diderot. Dorval et moi. 3-me Enternien / перевод З. Чалой // Чалая З. Проблемы театра в эстетике Дидро. М.: Гослитиздат, 1936. С. 98-102.