DISSERTATIO DE METHODO АЛЕКСАНДРА ЕВЛАХОВА: "ХИТРОСПЛЕТЕНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО БЛУДОМЫСЛИЯ" ИЛИ "ПУТЬ К БОЖЕСТВЕННОМУ ПРЕДВИДЕНИЮ"?
Астащенко Елена Васильевна
Российский университет дружбы народов
Аннотация. Обращение к наследию А. М. Евлахова актуально, благодаря его попытке чаемого и сегодня синтеза имманентизма формалистов и "органической" критики, исследующей произрастание искусства из жизни. Из возникшего у филологов на рубеже XIX-XX веков самонадеянного осознания неполноты терминов: неоромантизм, символизм, декаданс, модерн появляется потребность определения формальной особенности и внутренней целесообразности феноменов, именуемых столь по-разному, понимаемых по-своему, относимых к разным временным отрезкам и при этом с ощущением и уразумением того, что П. Н. Сакулин считал их общей сутью, типом художественного мышления и творчества и называл ирреализмом, а Евлахов приспособил к методологии филологического анализа.
Ключевые слова и фразы: ирреализм, идеал-реализм, фикционализм, модерн, декаданс, эстетизм, эскейпизм, аллюзии, синестезия, художественный синтез, irrealism, ideal-realism, fictionalism, modernism, decadence, aestheticism, escapism, allusions, synesthesia, artistic synthesis
Открыть полный текст статьи в формате PDF. Бесплатный просмотрщик PDF-файлов можно скачать здесь.
Список литературы:
Абрамович Н. Я. В осенних садах. Литература сегодняшнего дня. М.: Книгоиздательство "Заря"; типография И. Н. Холчевь и К°, Москва, Тверской бульварь, д. 105, 1909. 174 с.
Башляр Г. Вода и грезы. Опыт о воображении материи / пер. с франц. Б. М. Скуратова. М.: Изд-во гуманитарной литературы, 1998. 344 с.
Библия, или Книги Священного Писания Ветхого и Нового завета, в русском переводе. М.: Сибирская Благозвонница, 2011. 1476 с.
Брызгалов И. Сокровенное в искусствах. М.: Типо-литография Дерягина, 1903. 69 с.
Брюсов В. Собрание сочинений: в 7-ми т. / под общ. ред. П. Г. Антокольского. М.: Художественная литература, 1973. Т. 1. Стихотворения. Поэмы. 1892-1909 / вступ. ст. П. Г. Антокольского; подг. текстов Н. С. Ашукина. 672 с.
Буслаев Ф. И. Задачи современной эстетической критики // Русский вестник. 1868. № 3. С. 273-336.
Вальтер В. Г. В защиту искусства. Мысли музыканта по поводу статьи Толстого "Что такое искусства?" СПб.: Склад издания у Н. П. Карбасникова, 1899. 63 с.
Веселовский А. Н. Собрание сочинений: в 8-ми т. СПб.: Издание Отделения русского языка и словесности Императорской Академии наук; типография Императорской Академии наук, 1908. Т. 3. 587 с.
Вигзелл Ф. Читая фортуну: гадательные книги в России XVIII-XX веков. М.: ОГИ, 2007. 256 с.
Гирн И. Происхождение искусства: исследование его социальных и психологических причин / предисл. к рус., пер. Р. Пельше. Харьков: Гос. изд-во Украины, 1923. 229 с.
Головин К. Ф. (Орловский) Русский роман и русское общество. Изд-е 2-е. СПб.: Издание А. Ф. Маркса, 1899. 520 с.
Гофман М. Л. Соборный индивидуализм. СПб.: Товарищество "Вольная типографiя"; Фонтанка, 1907. 112 с.
Гроос К. Введение в эстетику / пер. с нем. А. Гуревича; под ред. Л. А. Сева. Киев ? Харьков: Южно-русское книгоиздательство Ф. А. Иогансона, 1899. 311 с.
Дашкевич Н. П. Из истории средневекового романтизма. Сказание о Святом Граале. К.: Университеть св. Владиміра, 1877. 235 с.
Джемс У. Прагматизм. СПб.: Шиповник, 1910. 244 с.
Евлахов А. М. Артур Шницлер. Баку: Изв. Азерб. гос. ун-та им. Ленина (2-я Гостип. Азполиграфтреста В. С. Н. Х. Баку), 1926. 122 с.
Евлахов А. Введение в философию художественного творчества. Опыт историко-литературной методологии: в 3-х т. Варшава: Типография Варшавского учебного округа, 1910. Т. 1. 537 с.
Евлахов А. М. Конституциональные особенности психики Толстого. М. ? Л.: Гос. изд-во, 1930. 112 с.
Евлахов А. М. Реализм или Ирреализм? Очерки по теории художественного творчества: в 2-х т. Варшава: Типография Варшавского учебного округа, 1914. Т. I. 492 с.
Евлахов А. М. Тайна гения Гоголя. Отдельный оттиск из журнала "Русская философская мысль". Варшава: Типография варшавского учебного округа, 1910. 14 с.
Кареев Н. И. Литературная эволюция на Западе. Очерки и наброски из теории и истории литературы с точки зрения неспециалиста // Филологические Записки. Воронеж: Типография В. И. Исаева, 1886. 337 с.
Кирпичников А. И. Очерки по истории новой русской литературы. СПб.: Изд-во Л. Ф. Пантелеева (Типография и литография В. А. Тиханова), 1896. 424 с.
Клейнпетер Г. Теория познания современного естествознания на основе воззрений Маха, Сталло, Клиффорда, Кирхгоффа, Гертца, Пирсона и Оствальда / пер. Р. Лемберка. СПб.: Шиповник, 1910. 192 с.
Климентов А. А. Романтизм и декадентство: философия и психология романтизма как основа декадентства (символизма). Одесса: Типография Л. Нитче, 1913. 261 c.
Кранц Э. Опыт философии литературы. Декарт и французский классицизм / пер. М. Савинской; под ред. и послесл. Ф. Д. Батюшкова. СПб.: Типография Альтшуллера, Фонтанка, 96, 1902. 214 с.
Махлин В. Л. Второе сознание: Подступы к гуманитарной эпистемологии. М.: Знак, 2009. 632 с.
Минералов Ю. И. Теория художественной словесности. М.: Владос, 1999. 359 с.
Минералова И. Г. Евхаристический ресурс русской культуры, явленный художественной словесностью и живописью // Русская литература в православном контексте: мат-лы VI Междунар. Свято-Игнатиевских чтений. Ставрополь: Издательский центр СтПДС, 2014. Вып. II. С. 147-161.
Нордау М. Вырождение. Современные французы. М.: Республика, 1995. 400 с.
Оболенский Л. Е. Научные основы красоты и искусства. СПб.: Типография Ф. Вайсберга и П. Гершунина, 1902. 136 с.
Пайман А. История русского символизма / пер. с англ. В. Исакович. М.: Республика, 1998. 415 с.
Перси У. Модерн и слово: стиль модерн в литературе России и Запада / пер. с итал. Я. Токаревой; под общ. ред. А. Полонского. М.: Аграф, 2007. 224 с.
Петров Д. К. А. Н. Веселовский и его историческая поэтика // Журнал Министерства народного просвещения. 1907. № 4. С. 89-107.
Потебня А. А. Слово и миф. М.: Правда, 1989. 624 с.
Рыбаков Ф. Е. Современные писатели и больные нервы. Психиатрический этюд. М.: Типо-литография В. Рихтерь, Тверская, Мамонтовский пер., 1908. 49 с.
Сакулин П. Н. Русская литература: Социолого-синтетический обзор литературных стилей: в 2-х ч. М.: Гос. академия художественных наук, 1928-1929. Ч. 2. 639 с.
Тарабукин Н. М. Проблема пространства в живописи / предисл., подг. текста и коммент. А. Г. Дунаева // Вопросы искусствознания. 1993. № 1. С. 33-71.
Толмачев В. М. Рубеж веков как историко-литературное и культурологическое понятие // Зарубежная литература конца XIX - начала ХХ века / под ред. В. М. Толмачева. М.: Academia, 2003. С. 6-28.
д’Удин Ж. Искусство и жест: Имитация естественных ритмов. Механизм подражательных знаков / пер. с франц. С. Волконского. М.: Книжный дом Либроком, 2012. 266 с. (Сер. Школа сценического мастерства).
Фолькельт Йоханнес Современные вопросы эстетики / пер. с нем. Н. М. Штрупа. СПб.: Изд-е редакции журнала "Образование"; типография А. Лейферта, Большая Морская, № 65, 1900. 248 с.
Чулков Г. И. Валтасарово царство. М.: Республика, 1998. 607 с.
Шайтанов И. О. Зачем сравнивать? Компаративистика и/или поэтика // Проблемы современной компаративистики / сост.: Е. Луценко, И. Шайтанов. М. ? СПб.: Журнал "Вопросы Литературы"; Центр Гуманитарных Инициатив, 2011. С. 11-30. (Сер. Университетская библиотека журнала "Вопросы Литературы").
Шайтанов И. О. Мыслящая муза. М.: Прометей, 1989. 260 с.
Шиффер Д. C. Философия дендизма. Эстетика души и тела (Кьеркегор, Уайльд, Ницше, Бодлер). М.: Изд-во гуманитарной литературы, 2011. 296 с.
Эстетика немецких романтиков: сб. текстов / ведущий ред. С. Я. Левит; пер., сост. и коммент. А. В. Михайлов. СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского ун-та, 2006. 576 с.
Эткинд А. М. Хлыст (Секты, литература и революция). М.: Новое литературное обозрение, 1998. 644 с.
Benjamin W. Paris, capitale du XIXe si?cle: Le livre des Passages. Paris: Cerf, 1989. 972 p.
Croce B. Est?tica come scienza dell'espressione e ling?istica generale. Bari: Laterza, 1903. 587 p.
Fechner G. T. Vorschule der Aesthetik. 2 B?nde. Leipzig: Breitkopf & Huartel, Lipsia, 1876. V. 1. 602 p.
Huysmans J. K. Croquis parisiens. A Vau l’Eau. Un Dilemme. Paris: Tresse & Stock, 1905. 346 p.
Iser W. Prospecting: From Reader Response to Literary Anthropology. Baltimore: The Johns Hopkins University Press, 1993. 328 p.
Jakobowski L. Die Anf?nge der Poesie. Grundlegung zu einer realistischen Entwicklungsgeschichte der Poesie. Dresden ? Leipzig: E. Pierson’s Verlag, 1891. 141 p.
Paul H. Grundriss der Germanischen Philologie. Strassburg: Karl J. Trubner, 1891. 102 p.
Paulhan Fr. Le mensonge de l’art. Paris: Bibliotheque de philosophie contemporaine, 1907. 380 p.
Strehlow C. Die Aranda- und Loritja-St?mme in Zentral-Australien. Frankfurt am Main: J. Baer, 1907-1920. Vol. 5. 56 p.
Vaihinger H. Die Philosophie des Als Ob. System der theoretischen, praktischen und religi?sen Fiktionen der Menschheit auf Grund eines idealistischen Positivismus. Miteinem Anhang?ber Kant und Nietzsche. Berlin: Reuther & Reichard, 1911. 804 p.
Velde van de Н. С. D?blaiement d'Art. Brussels: Editions Des Archives d'Architecture Moderne, 1895. 207 p.