МИФОЛОГИЧНОСТЬ ОБРАЗОВ В ОЛОНХО Г. В. ДУЯКОВА "БОГАТЫРКА КЫЫС ДЖУУРАЯ"
Кузьмина Айталина Ахметовна
Институт гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера Сибирского отделения Российской академии наук
Аннотация. В статье рассматривается мифологичность образов в вилюйской локальной традиции - олонхо Г. В. Дуякова "Богатырка Кыыс Джуурая". Олонхо как архаический эпос заключает в себе сильное мифологическое начало, что отразилось в характере и функциях героев, появлении мифологических персонажей. Противопоставление богатырей племен айыы и абаасы показывает борьбу сил добра и зла. Образы божеств и духов в эпосе несколько утратили свою активность. В олонхо Г. В. Дуякова отсутствуют многие мифологические персонажи, характерные для центральной эпической традиции. Также обнаружено влияние русской (христианской, фольклорной) культуры.
Ключевые слова и фразы: фольклор, эпос, олонхо, мифологичность, образы, вилюйская локальная традиция, folklore, epos, olonkho, mythological nature, images, Vilyuiskaya local tradition
Открыть полный текст статьи в формате PDF. Бесплатный просмотрщик PDF-файлов можно скачать здесь.
Список литературы:
Габышева Л. Л. Слово в контексте мифопоэтической картины мира (на материале языка и культуры якутов): автореф. дисс. … д. филол. н. М., 2003. 44 с.
Данилова А. Н. Образ женщины-богатырки в якутском олонхо. Новосибирск: Наука, 2014. 166 с.
Данилова А. Н., Павлова Н. В. Мотив оживления героя в якутских волшебных сказках и олонхо // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. Челябинск: Челябинский государственный педагогический университет, 2012. № 8. С. 216-226.
Дуяков Г. В. Кыыс Дьуурайа бухатыыр / сост. А. А. Кузьмина. Якутск: Бичик, 2011. 250 с. (Серия "Саха боотурдара")
Емельянов Н. В. Мифологические божества в олонхо "Потомки Юрюнг Аар Тойон" и "Баай барыылаах - дух хозяин черного леса" // Мифология народов Якутии. Якутск: Кн. изд-во, 1980. С. 17-20.
Кузьмина А. А. Мифологические образы в олонхо нюрбинских сказителей // Филологические науки. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2015. № 12 (54). Ч. 2. С. 108-110.
Кузьмина А. А. Мотив сотворения мира в самозаписи олонхо Г. С. Семенова "Богатырь Уол Туйгун" // Филологические науки. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2015. № 12 (54). Ч. 3. С. 110-112.
Кузьмина А. А. Образ абааhы в якутском героическом эпосе олонхо // Филологические науки. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2016. № 7 (61). Ч. 3. С. 28-30.
Кузьмина А. А. Олонхо Вилюйского региона: бытование, сюжетно-композиционная структура, образы: монография. Новосибирск: Наука, 2014. 160 с.
Макаров С. С. Мифологические мотивы в олонхо П. А. Ойунского "Нюргун Боотур Стремительный" // Филологические науки. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2013. № 3 (21). Ч. I. С. 108-111.
Мелетинский Е. М. Поэтика мифа. М.: Наука, 2006. 408 с.
Оросина Н. А. Образы удаганок в якутском героическом эпосе (по материалам олонхо таттинской локальной традиции) // Вестник Калмыцкого института гуманитарных исследований. Элиста: Калмыцкий институт гуманитарных исследований РАН, 2014. № 4. С. 160-164.